Vickers Mk E


Виккерс Mk E (англ. Vickers Mk E), также широко известный под названием «Виккерс-шеститонный» (англ. Vickers 6-ton) — британский лёгкий танк 1930-х годов. Создан фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году. Предлагался британской армии, но был отвергнут, поэтому почти все выпущенные танки предназначались для экспортных поставок. В 19311939 годах было выпущено 137 танков Виккерс Mk E. Во многих странах, закупавших этот танк, он послужил основой для собственных разработок, выпуск которых порой многократно превышал выпуск базовой машины. Виккерс Mk E использовался в ряде региональных конфликтов: в частности, некоторое количество этих танков использовалось в финской армии во время Зимней войны и во Второй мировой войне. После её окончания всё ещё использовался в роли учебного в некоторых странах вплоть до 1959 года.

Первый танк был построен в 1928 году. В разработке проекта принимали участие знаменитые в то время конструкторы Джон Валентайн Карден и Ллойд Вивиан. Корпус был сделан из клепаных стальных пластин толщиной 1 дюйм (25 мм) в лобовой части, и около 3/4 дюйма (19 мм) в задней части корпуса. Мощность двигателя «Армстронг сиддли Пума» составляла 80-95 лошадиных сил (60-70 кВт) (в зависимости от версии), которая дала ему максимальную скорость 22 миль/ч (35 км/ч) на дорогах. В подвеске использовалось две оси, каждая из которых несла два катка, соединённых с другим набором катков листовыми рессорами. Это считалось довольно хорошей системой подвески, хотя она не может сравниться с современной ей подвеской Кристи. Траки гусениц танка были изготовлены из высокопрочной стали, в результате чего их ресурс составлял более 3000 миль (5000 км), что было значительно выше, чем у большинства конструкций того времени.

В башне Tип Б размещалось два человека (что было новинкой на то время), при этом резко увеличивался темп стрельбы орудия. Эта конструкция с двумя членами экипажа в башне стала основной почти для всех танков, разработанных после Vickers Mk E.

Mark E также разработан как грузовое транспортное средство, его приобрели для британской армии в небольших количествах в качестве артиллерийских тягачей для перевозки больших 60-фунтовых (127 мм) артиллерийских орудий. 12 заказаны армией под названием Dragon, Medium Mark IV. К слову, этот тягач оказался единственной машиной из семейства Vickers Mk.E, которая реально повоевала в составе британской армии. В 1940 году тягачи отправили в составе BEF (британского экспедиционного корпуса) во Францию, где и остались после эвакуации в июне 1940 года. Владельцами тягачей стали немцы. Так же 23 единицы закупил Китай и 18 — Индия.