Викторианские реставрации средневековых церковных зданий


Викторианские реставрации средневековых церковных зданий в Англии и Уэльсе происходили в течение XIX века в долгое правление королевы Виктории. Они заключались обычно в серьёзных переделках, перестройках и «улучшениях» и не могут считаться реставрациями в том смысле, которое вкладывается в этот термин в XXI веке.

Материальным основанием этого общественного движения стало удручающее состояние старинных церквей и недостаток культовых сооружений в растущих городах, идеологической особенностью — реакция на пуританские воззрения и, как следствие, использование эстетики готического возрождения по результатам исследований Кембридж-Кемденского общества и общей средневековизации церковной жизни под влиянием Оксфордского движения, которое было принято Церковью Англии в надежде оживить убывающий интерес прихожан.

Основным принципом викторианских реставраций было приведение здания к тому виду, который оно получило бы в декоративный период развития английской готики (1260—1360 годы). Приблизительно 80 % английских церквей было затронуто этим процессом в той или иной степени, от незначительного вмешательства до полной разборки и отстройки заново. Среди активных деятелей можно назвать Джорджа Гилберта Скотта и Юэна Кристианаruen.

Такие влиятельные общественные деятели как Джон Рёскин и Уильям Моррис противостояли крупномасштабным перестройкам, и их деятельность привела к образованию таких организаций, как, например, Общество защиты древних зданий. Позднее к периоду викторианских реставраций относились с неодобрением.

Сходные течения возникли и в континентальной Европе, особенно северной. Во Франции готическое возрождение олицетворяет деятельность Виолле-ле-Дюка.

С момента реформации средневековые английские церкви и соборы, кроме самых необходимых для отправления культа ремонтов и скудных реставраций, видели только небольшие добавления в виде памятников и табличек. Таким образом, за два с половиной века многие здания от небрежения пришли в опасное состояние[2][3]. Например, в 1861 году внезапно сложился, как подзорная труба, шпиль Чичестерского собора[4].


Сент-Олбанский собор до реставрации. Невысокая крыша и окно в перпендикулярном стиле.
Сент-Олбанский собор после реставрации. Разностилица.
Сент-Олбанский собор до и после реставрации, завершённой в 1880 году. Архитектор-любитель Эдмунд Беккет[en], 1-й барон Гримторп перестроил западный фасад, уничтожив оригинальные черты перпендикулярного стиля. Столь безжалостное отношение к памятнику критиковалось даже в то время[1].