Неоготическая архитектура Великобритании


В Великобритании XVIII века не употребляли термин «неоготика», поскольку усиление интереса к средневековой культуре и частичное возрождение готических форм в архитектуре было связано не столько с процессом формирования неостилей в культуре историзма, сколько с идеологическим, религиозным и эстетическим движением за восстановление влияния в Англии католической церкви, охватившем умы аристократов, меценатов, политиков, писателей. Отсюда возникновение и широкое распространение термина Готическое возрождение (англ. Gothic Revival). Феномен «готического возрождения» в Великобритании исследовал в своей книге 1928 года выдающийся британский историк искусства Кеннет Кларк[1]. Это движение хронологически совпадает с периодами раннего (конец XVIII века) и позднего романтизма и историзма западноевропейской культуры первой трети XIX века. Однако в содержательном отношении существенно отличается от неоготики как одного из неостилей, воспроизводящего лишь формы средневекового готического искусства. Показательно, что в формально-стилевом отношении памятники архитектуры «готического возрождения» британские историки искусства включают в различные периоды развития «викторианской архитектуры»: «Early Victorian Gothic», «High Victorian Gothic», «Late Victorian Architecture»[2] либо: «British Victorian 1837—1901»[3].

Одним из первых в зримой, осязаемой форме идеи романтической архитектуры реализовал английский писатель, основатель жанра готического романа, библиофил и коллекционер Хорас Уолпол в своем поместье Строуберри Хилл (Strawberry Hill). Уолпол в 1746 году приобрел загородный дом на левом берегу р. Темзы близ городка Твикнем (Twickenham), к западу от Лондона. С помощью архитектора-классициста Роберта Адама новый владелец перестраивал свой дом в «готический замок». В 1774 году он опубликовал подробное описание замка (позднее несколько раз переизданное). В этом описании Уолпол отмечал намеренное смешение различных форм церковной и жилой архитектуры, деталей декора церковных порталов, средневековых надгробий, часовен, башен, каминов. «Я не собирался, — писал автор, — сделать свой дом столь готическим, чтобы этим исключить удобство и современную утонченную роскошь… Он был построен так, чтобы удовлетворить мой собственный вкус и до некоторой степени воплотить мои собственные фантазии (visions)». Эти «фантазии» — характерная черта романтического мышления, они отличают неоготический стиль от научного воссоздания, реставрации и реконструкции памятников подлинной средневековой готики.