Виктория Кальватоне


Викто́рия (из) Кальвато́недревнеримская статуя 2-й половины II века, найденная в 1836 году в Кальватоне (Ломбардия). Редкий пример древнеримской бронзы, сохранившей свою позолоту, и единственная в бывшем СССР античная бронзовая статуя в человеческий рост. После Второй мировой войны попала в Государственный Эрмитаж, однако на обозрение публики не была представлена до декабря 2019 года[1].

Подкрашенная копия скульптуры входит в цветаевскую коллекцию слепков и демонстрируется в Римском зале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Женская фигура в длинном одеянии стоит на шаре с надписью «VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR» (CIL V 4089). Текст, говорящий о победе императоров Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, позволяет уточнить датировку периодом их правления (161—169 гг. н. э.).

Подлинными частями скульптуры являются торс, голова, правая рука и сфера с надписью. Изначально скульптура была бескрылой — античная часть статуи не имеет следов крепежа крыльев и не была специально усилена, чтобы выдержать их тяжесть. Крылья, левая нога и левая рука, держащая пальмовую ветвь, были созданы немецкими реставраторами в начале 1840-х годов в соответствии с их пониманием иконографии римской богини победы Виктории.

Современные исследователи поставили под сомнение эту атрибуцию XIX века, так как на подлинных участках скульптуры виден фрагмент звериной шкуры, нехарактерный для изображений богини Виктории. Скорее всего, в античное время статуя могла изображать другого персонажа — возможно, богиню охоты Диану: символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и стоя на шаре, к тому же в её иконографии имеются довольно близкие варианты, например, Диана Люцифера («несущая свет»).

Найденная в 1836 году крестьянами из селения Кальватоне (провинция Кремона, Ломбардия) — в честь которого она и получила своё название — скульптура была выкопана из земли в разбитом на фрагменты состоянии (торс, голова, правая рука и сфера с надписью). С 1840-х годов она находилась в Берлине, в коллекции Королевского Прусского музея, где в 1844 году подверглась воссозданию[2]. Вплоть до 1939 года выставлялась в Старом музее, а с началом Второй мировой войны в числе прочих произведений искусства была перенесена в Имперский монетный двор на площади Молькенмаркт[3].