Старый музей


Старый музей (нем. Altes Museum) — художественный музей в Берлине, район Митте, первое из зданий Музейного комплекса на «Острове Музеев» (Museumsinsel). До 1845 года назывался Королевской картинной галереей. Здание музея создано в 1823—1830 годах по плану прусского короля Фридриха Вильгельма III и по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля в стиле «прусского эллинизма» для размещения художественной коллекции семьи прусских королей. Выдающийся памятник немецкой неоклассической архитектуры. После реставрации, проведённой в 1966 году в музее расположена коллекция предметов искусства Античного собрания (Antikensammlung) и части собрания монет (Münzkabinett). Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО[1].

Начало собранию музея положила коллекция прусского короля Фридриха Вильгельма III. Возвращение похищенных Наполеоном Бонапартом ценностей после его вступления в Берлин в 1806 году стимулировало идею создания большого национального музея. Король Пруссии был решительным сторонником гумбольдтовского идеала образования: искусство должно быть открыто для публики и все граждане государства должны иметь доступ к всестороннему культурному образованию. Назначенная королём комиссия во главе с Вильгельмом фон Гумбольдтом, ответственная за концепцию нового музея, решила посвятить музей «только высокому искусству». Картины, гравюры и рисунки старых мастеров планировалось расположить на верхнем этаже, а на первом — классическую скульптуру Древней Греции и Древнего Рима. Согласно эстетическим представлениям того времени, понятие классического исключало этнографические, археологические и художественные артефакты из раскопок в странах Передней Азии, Египта, Ближнего Востока. Они по большей части размещались в замке Монбижу.

Разработку архитектурного проекта король поручил архитектору Карлу Фридриху Шинкелю. На планы Шинкеля относительно «Королевского музея» (Königliches Museum), как он вначале назывался, повлияли идеи наследного принца, позднее короля Фридриха Вильгельма IV, который хотел, чтобы Музейный остров имел античный образ, напоминающий афинский Акрополь. Кронпринц прислал Шинкелю карандашный набросок большого зала, украшенного классическим колонным портиком.

По планам Шинкеля музей должен быть включен в ансамбль зданий, окружающих Люстгартен (Berliner Lustgarten): «Сад удовольствий». Городской дворец Гогенцоллернов (Stadtschloss) на юге был символом мирской власти, арсенал (Zeughaus) на западе олицетворял военную мощь, а Берлинский Собор (Berliner Dom) на востоке был воплощением божественной власти. Музей к северу от сада должен был стать символом науки и искусства. Архитектор Шинкель в то время отвечал за перестройку и расширение Собора. Реконструкция «Сада удовольствий» ландшафтным мастером Петером Йозефом Ленне, которая происходила параллельно со строительством Старого музея, во многом основывалась на идеях Шинкеля по созданию целостного ансамбля исторического центра столицы Пруссии[2].