Виллар, Клод Луи Эктор де


Маркиз, затем герцог Клод Луи Эктор де Виллар (фр. Claude Louis Hector de Villars, 8 мая 1653, Мулен, Франция — 17 июня 1734, Турин) — наиболее удачливый французский полководец войны за испанское наследство и дипломат. В 1733 году удостоен высшего на тот момент военного звания — главный маршал Франции.

Титул графа (затем маркиза) де Виллара носили многие поколения предков маршала, включая Рене Савойского.

Ещё юношей Эктор выказал особенную храбрость во время голландской войны, сражаясь под знаменами Тюренна и Конде. В 1674 году, на 21-м году жизни назначен был командиром конного полка, а по заключении мира вступил на дипломатическое поприще и был посланником в Мюнхене (1683 год) и в Вене (1699 год).

Безумно храбрый и богато одарённый от природы, он быстро делал карьеру и в 1702 году уже командовал отдельным корпусом в армии маршала Катина, сражавшейся за испанское наследство. В начале войны он 4 октября 1702 года перешёл Рейн и разбил принца Баденского при Фридлингене. Войска, торжествуя победу, провозгласили Виллара маршалом, и король Людовик XIV утвердил его в этом звании.

В понимании основ военного дела Виллар далеко опередил своих современников. Так, в 1703 году, переправившись через Рейн вместе с курфюрстом Баварии с 30-тысячной армией снова нанёс поражение баденскому принцу при Гохштедте. После этого он поставил себе целью действий наступление прямо в сердце Австрии — к Вене. Обстановка ему благоприятствовала, ибо Австрия в это время боролась с восставшими венграми. Это предположение, не исполненное лишь вследствие нерешительности курфюрста Баварии, с которым Виллар должен был действовать по переходе через Рейн, обнаруживает в нём широту стратегического замысла, совершенно несвойственного той эпохе, когда господствовал методизм 5-и переходной системы, запрещавшей войскам далеко отрываться от тыловых складов. Этот план заслужил впоследствии полное одобрение Наполеона, который в 1805 году подобным же образом разрешил свою задачу.

Восстание кальвинистов в Севеннах Виллар усмирил не столько оружием, сколько благоразумными мерами, обещанием амнистии и свободы вероисповедания.