Вилла Дориа-Памфили


Вилла Дориа Памфили (Villa Doria Pamphilj) — обширный дворцово-парковый ансамбль на Via Aurelia Antica в Риме на западе исторической части города, в Трастевере, в полутора км к югу от Ватикана. Вилла строилась в 1644—1652 годах Алессандро Альгарди и Джованни Франческо Гримальди (1606—1680). Заказчиком выступал князь Камилло Памфили, сын «папессы» Олимпии Майдалькини. После угасания рода Пафмили виллу унаследовал род Дориа, который в 1965-71 гг. продал её мэрии города Рим.

Вилла Дориа-Памфили расположена на холме Джаниколо (древнеримский Яникул) и лежит в пределах Древнего Рима. С холма Джаниколо начиналась римская Аврелиева дорога.

Виноградники и небольшая усадьба существовали здесь до 1630 года. Семейство Памфили приобрело усадьбу после бракосочетания с Олимпией Майдалькини. Она использовалась как загородное жилье летом. Семья имела деньги и начала скупать соседние виноградники, значительно увеличив свои владения.

В 1644 году 70-летний кардинал Джованни Батиста Памфили был избран папой римским и принял имя Иннокентий X. Среди благородных римских семей считался выскочкой, поэтому первостепенной заботой для него было укрепление в Риме авторитета семейства Памфили, происходившего из провинциального Губбио. Для повышения статуса папа занялся строительством новой виллы.

Новый папа не поладил с Лоренцо Бернини, приблизив ко двору скульптора Алессандро Альгарди, соперника Бернини. Для папы римского, мало разбиравшегося в искусстве и не бывшего меценатом, это был весьма удачный выбор, так как талантливый Альгарди долго пробивался к признанию и известности, чему мешала «художественная диктатура» Бернини при папском дворе. Теперь же он получил возможность работать в полную силу. Алессандро Альгарди не был архитектором, но папа поручил именно ему надзор за проектированием и строительством новой виллы.

Альгарди привлек к проектированию архитекторов, среди которых был и Джованни Франческо Гримальди, пользовался советами Карло Райнальди и, возможно, Франческо Борромини. По первоначальному проекту вилла имела высокую центральную часть и боковые крылья. Здание распланировали на склоне холма. Северный фасад выглядит меньше, чем южный. Склоны холма и ровный участок-терраса на юге были использованы для создания регулярного парка в стиле барокко с партерами и фонтаном.