Вилье де Лиль-Адан, Огюст де


Фили́пп-Огю́ст-Матиа́с де Вилье́ де Лиль-Ада́н (фр. Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam; граф де Вилье де Лиль-Адан; 7 ноября 1838, Сен-Бриё, Бретань — 19 августа 1889, Париж) — французский писатель и драматург.

Огюст де Вилье де Лиль-Адан — последний потомок одного из древнейших аристократических родов, он провёл почти всю жизнь в нужде, бросался во всевозможные авантюры (с его именем связано много легенд) и иногда был вынужден добывать себе хлеб даже в качестве «ходячей рекламы» мануфактурной фирмы и тому подобными способами. Умер почти нищим. Отнесён Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов».

В литературе Вилье выступил в 1858 году со сборником «Первые стихи», затем перешёл к драме, роману и новелле. Роман «Isis» появился в 1862 году; в 1865, 1866 и 1870 годах — драмы: «Elen», «Бунт», «Моргана»; с 1866 года печатал в периодических органах свои новеллы, объединённые в 1883 году в сборнике «Жестокие рассказы», явившемся началом высшего расцвета его творчества; к этому периоду относится ещё ряд сборников его новелл: «L’Amour suprême» (1886), «Трибула Бономе» (1887), «Необычайные истории» (1888), «Новые жестокие рассказы» (1888), роман «Ева будущего» (1886), драматическая поэма «Аксель» (1889).

Вилье принадлежал вместе с Верленом и Малларме к той ветви Парнаса, которая примкнула впоследствии к символизму; особенно близко стоял Вилье к Барбе Д’Оревильи. Всё творчество Вилье, всё его мировоззрение — живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, которая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия, и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, то есть в период конца Второй империи и начала Третьей республики, в 1860-е, 1870-е гг. и в начале 1880-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же Вилье проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи — к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в «Еве будущего» и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией. Выходом для Вилье явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели Вилье: католицизм и оккультизм.