Винный туризм


Винный туризм (энотуризм) — туризм, целью которого являются дегустации и покупки вина непосредственно на винодельне. Обычно понятие подразумевает посещение винодельческих хозяйств, виноградников, музеев вина, винных фестивалей и других специальных мероприятий. Существуют и более активные формы такого туризма — как, например, пешие прогулки и велосипедные поездки по виноградникам, участие в сборе урожая винограда и т. д. Это сравнительно новая форма туризма, которая получила развитие в начале XXI века.

Массовые формы винного туризма связаны с прохождением туристских маршрутов по ключевым точкам того или иного винодельческого региона (Германский винный путь, винная дорога Эльзаса и т.п.). Для тех, кто предпочитает крепкие алкогольные напитки, организуются отдельные маршруты — например, «Тропа солодового виски[англ.]», предполагающая посещение ведущих вискикурен Шотландии.

Винный туризм зародился в 1930-е годы, когда были торжественно открыты Германский винный путь и аналогичный маршрут по выдающимся виноградникам Бургундии. Особенно популярной оказалась запущенная в 1953 году винная дорога Эльзаса, которой ежегодно проходят порядка 1,5 млн ценителей белых вин. В США история винного туризма восходит к 1975 году, когда были организованы первые туры по винодельням долины Напа[1]. В Испании развитие винного туризма началось лишь в середине 2000-х годов[2]. Дополнительный импульс винному туризму в США придал фильм 2004 года «На обочине», сюжет которого построен на посещении виноделен в районе Санта-Барбары (Южная Калифорния).

В рамках винного туризма обычно посещают винодельческие хозяйства. Посетителей знакомят с историей винодельни, показывают им процесс производства вина, а затем самим дают его продегустировать. Некоторые туристы остаются ночевать в гостевом доме при винодельне. Многие посетители покупают понравившиеся им вина у самого производителя. Винный туризм обеспечивает до трети продаж отдельных производителей вина[3]. Дорогостоящие дегустации могут сопровождаться подачей полноценных блюд в придачу к винам[4].

Помимо виноделен, интересом адептов энотуризма пользуются винные фестивали[англ.], старейший из которых — Вюрстмаркт — проходит в немецком Дюркгейме с 1417 года и привлекает каждый год до 600 тысяч посетителей. Многие массовые мероприятия приурочены к выпуску вин нового урожая на третьей неделе ноября (божоле-нуво во Франции, распитие свежего грюнер-вельтлинера в винных кабачках венских предместий, традиции святомартинского вина в Чехии, «Ноябрьфест» в Крыму и т. д.). Ярмарка вин Эльзаса проходит на рубеже июля и августа. В Грузии основные винные празднования связаны с окончанием сбора урожая (ртвели).

По частной инициативе Recevin (европейская ассоциация винодельческих городов) каждый год во второе воскресенье ноября в Германии, Австрии, Словении, Испании, Франции, Греции, Венгрии, Италии, Португалии и в Северной Америке проходит «день энотуризма»[5]; первый день винного туризма прошёл 11 мая 2013 года[6].