Вичентино, Никола


Нико́ла Виченти́но (итал. Nicola Vicentino; 1511, Виченца — 1575 или 1576, Милан или Рим) — итальянский теоретик музыки, композитор, конструктор музыкальных инструментов. В творчестве и учении, которые носили выраженно экспериментальный характер, стремился возродить древнегреческую хроматику и энармонику. Для исполнения музыки «в трёх родах» сконструировал оригинальные клавишные инструменты архиклавесин (archicembalo, «аркичембало») и архиорган (arciorgano, «арчиоргано»)[5], в основу настройки которых была положена одна из разновидностей среднетоновой темперации. Экспериментальные клавишные инструменты Вичентино не сохранились.

Учился музыке у А. Вилларта. Состоял на службе у кардинала Ипполито II д’Эсте в Ферраре (тогдашнем центре музыкального экспериментаторства) и Риме, обучал музыке семью герцога Эрколе II. В Риме в 1551 году участвовал в публичных (в присутствии важных кардиналов) дебатах с певчим Папской капеллы в Риме, португальским теоретиком музыки Висенте Лузитано. Лузитано утверждал, что для объяснения современной музыки достаточно диатоники. Вичентино отстаивал наличие в ней (наряду с диатоникой) также хроматики и энармоники. Темперированную диатоническую музыку с добавлением хроматизмов (оригинальный и труднопереводимый термин Вичентино — «musica partecipata e mista») он считал повседневной итальянской практикой. Суд решил спор в пользу Лузитано (в качестве приза проигравший заплатил ему 2 золотых дуката)[6]. В 1563-65 годах был капельмейстером кафедрального собора Виченцы. В 1570 году был органистом в церкви Св. Фомы в Милане. О последних годах жизни Вичентино ничего неизвестно. Предполагается, что он умер во время чумы в Милане в 1575 или 1576 году.

Вичентино — автор единственного трактата «Древняя музыка, приведенная к современной практике» (L’antica mvsica ridotta alla moderna prattica[7]; Рим, 1555). Труд состоит из крошечной (8 страниц) теоретической части и большой (292 страницы) практической части, поделённой на 5 книг. Практическая часть обильно снабжена нотными примерами и схемами.

Главное его содержание составляет учение о родах мелоса, видах консонансов (итал. spetie, лат. species) и ладовых звукорядах. Вичентино ратовал за возрождение изысканности древнегреческой монодии, которую он приписал некогда присущим ей особым родам мелоса — хроматике и особенно энармонике. Использование их у греков, по его мнению, было ограничено высшими слоями общества: