Хроматика


Хрома́тика (от др.-греч. χρῶμα «цвет; краска», первоначально «цвет кожи») в музыке — один из интервальных родов, полутоновая система.

В теоретическом музыкознании звуки хроматики схематически представляют как продление диатонической 6-квинтовой (7-ступенной) цепи. Пределом, регулирующим количество тонов хроматической интервальной системы, является 12-я квинта, крайний (13-й) звук которой образует уже микротоновый интервал — комму.

Термины модуляционная и субсистемная хроматика применимы только к гармонической тональности (так как только там можно говорить о модуляции и отклонении). Аналогией субсистемной тональной хроматики в (исторически более ранней) модальной музыке (с присущими ей метаболами) выступает так называемая транспозиционная хроматика[2], которую старинная теория аргументировала ложной мутацией. Термины вводнотоновая и альтерационная хроматика применимы и к модальной и к тональной музыке (если понимать альтерацию широко, как изменение базовой диатонической ступени на хроматическую). Автономная (она же гемитоника) относится к хроматической 12-тоновой музыке XX века (и позже), которая не является ни модальной (в смысле европейской старинной модальности) ни тональной (в смысле мажорно-минорной тональности классико-романтического типа).

В отличие от античной хромы (см. Роды мелоса) европейская хроматика в Средние века (например, musica ficta в плавном распеве [cantus planus] католиков), в многоголосии Ренессанса (в системе старомодальной гармонии) и в музыке Нового времени (в системе гармонической тональности классико-романтического типа), вплоть до начала XX века рассматривалась как коррелят диатоники.

Хроматические ступени в мелодии, в интервалах и созвучиях (конкордах и аккордах) устанавливаются как таковые только на основе их соотнесённости с диатонической «базой».

Различают хроматические интервалы по положению и по существу. В том случае, когда интервал не превышает шести квинт (например, в C-dur h-fis, a-gis, dis-ais), он считается хроматическим по положению, но диатоническим по существу. Это различение было введено в «Трактате о гармонии» Ф. О. Геварта[3]. На русском языке его впервые описал Г. Л. Катуар[4]. Интервалы хроматические по положению, но диатонические по существу, Л. А. Карклиньш предлагал называть «диахроматическими»[5]. Эту классификацию (и терминологию) разделяет в своём учебнике гармонии Ю. Н. Холопов[6].