Мутация (музыка)


Мута́ция (лат. mutatio «перемена, изменение») в системе сольмизации Средних веков, Возрождения и барокко — переход из гексахорда в гексахорд. В теории многоголосной композиции того же времени мутацией стандартно объяснялось расширение звуковой системы, главным образом, за счёт транспозиционной и альтерационной хроматики.

В случае если амбитус мелодии выходит за пределы одного гексахорда, необходим переход из одного гексахорда в другой. При таком переходе слог одного гексахорда («вокс») приравнивается к слогу (воксу) другого гексахорда. Например, клавис a в натуральном гексахорде (с основанием C-ut) соответствует воксу la. Чтобы совершить в пении переход к клавису b (звуку, выходящему за пределы натурального гексахорда), необходимо приравнять la натурального гексахорда к mi мягкого гексахорда (с основанием F-ut), после чего (уже в пределах мягкого гексахорда) возможно совершить ход на полутон mi-fa:

В случае если мелодия выходила за пределы нормативной миксодиатоники (например, ради «превращения» тритона b-e в квинту b-es), такое звуковысотное расширение учёные музыканты объясняли «ложной мутацией» (mutatio falsa). Для этого они представляли себе гексахорд с «ненормативным» основанием, от которого строятся знакомые воксы (ut re mi fa sol la). Например, если положить вокс ut на клавис D, то вокс mi придётся на клавис fis, который отсутствует в нормативной звуковой системе[1], что приведёт к возникновению «ложной музыки» (musica falsa), или «вымышленной музыки» (musica ficta),— звукоступеней чужого интервального рода (хроматики).

Введение мутации в обиход музыкальной практики и теории музыки традиция со времён Средневековья связывала с именем Гвидо Аретинского. При этом ни в одном из аутентичных трудов Гвидо ни понятия мутации, ни термина mutatio нет. У самого Гвидо (в «Послании о незнакомом распеве») слоги ut...la приложены только к клависам C…A. Вполне возможно, что он экстраполировал их как модальные функции и на другие клависы описываемого им (двухоктавного) звукоряда, но подлинных свидетельств такой экстраполяции нет.

Рукописи, в которых гексахорды иллюстрируются от разных высот (таким образом, подразумевается мутация), появляются уже в XI веке. Например, в рукописях (1) British Library Add. 10335, (2) Monte Cassino 318, (3) Bayerische Staatsbibliothek Clm 14523 (все — XI в.) гексахордовый ряд слогов расписан по отношению к высотам C и G. В другой рукописи из Баварской гос. библиотеки (Clm 14965a, fol. 1v), датированной около 1100 г., воксы приложены уже ко всем трём так называемым «Гвидоновым» гексахордам: натуральному (от C), твердому (от G) и мягкому (от F)[2].