Сольмизация


Сольмиза́ция (итал. solmisazione — по названию ступеней гвидонова гексахорда соль и ми; также итал. solfisazione от позднелат. solfisatio) — способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждой ступени (главным образом, диатонического) звукоряда. В основе сольмизации лежит мнемоническое ассоциирование отношения отдельных ступеней звукоряда с комбинацией таких слогов; в наиболее частом случае используются слоги ut (с XVII века в части европейских стран заменён на do), re mi fa sol la si. Иногда слово «сольмизация» понимают как синоним слова сольфеджио.

Сольмизационные слоги ut, re, mi, fa, sol, la заимствованы Гвидо (в «Письме о незнакомом распеве», ок. 1030) из первой строфы гимна св. Иоанну «Ut queant laxis» (стихи Павла Диакона), при распеве которого начальные слоги стихотворных строк попадают на ступени восходящего натурального гексахорда, в латинской буквенной нотации C-D-E-F-G-A:

В практике сольмизации основным наглядным пособием начиная с XII века служила так называемая Гвидонова рука.

В XVII веке сольмизация по гексахорду Гвидо уступила место распеву гептахорда, рассматривавшегося как более естественный и логичный аналог октавных звукорядов европейских ладов. В российской практике музыкального образования (как и в некоторых других европейских практиках) вместо оригинального гвидонова слога ut употребляется слог do, а последнюю ступень гептахорда принято распевать на слог si.

Введение слога do вместо ut для первой ступени гептахорда традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж. Б. Дони, в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Эта атрибуция восходит к (чрезвычайно популярному в своё время) трактату «Практический музыкант» Дж. М. Бонончини (1678), который объяснял происхождение этого слога первым слогом имени Дони. Согласно другой точке зрения, слог do использовал уже Пьетро Аретинский в 1536 году, производивший его из первого слога слова Dominus[3].

Слог si для седьмой ступени гептахорда, как принято считать, был получен из последней строки гимна св. Иоанну (Sancte Iohannes). По всей вероятности, он был «открыт» и внедрён в педагогическую практику в Нидерландах, во второй половине XVI века. Один источник (Ф. Сверт. Athenae Belgicae, 1628) приписывает эту заслугу фламандцу Хуберту Вальранту (расцвет творческой деятельности — 2-я половина XVI века)[4], другой (Л. Цаккони. «Музыкальная практика», 1622) — некоему Ансельму Фламандскому, работавшему в Мюнхене при дворе герцога Вильгельма, не ранее 1574 года. Орландо Лассо, со слов которого Цаккони пересказывает историю внедрения si[5], отнёсся к нововведению как к странной причуде: