Дони, Джованни Баттиста


Джованни Баттиста До́ни (Giovanni Battista Doni) (крещён во Флоренции 13.3.1595 — 1.12.1647, Флоренция) — итальянский гуманист: музыковед, искусствовед, литератор. Писал на латинском, итальянском и французском языках. Подобно другим учёным эпохи, Дони стремился «возродить» древнегреческую культуру, интерпретируя доступные ему старинные музыкально-теоретические трактаты (Клеонида, Птолемея, Гауденция, Аристида Квинтилиана, Алипия), которые читал на языке оригинала.

Изучал философию, классические языки, географию и математику в Иезуитском колледже в Риме (ныне Папский григорианский университет). Среди учителей Дони — профессор риторики Тарквино Галлуцио (с которым Дони был дружен и в последующие годы), Торквато де Куппис, Бернардино Стефонио и Фамиано Страда. В 1613-18 годах (под руководством Луи Дони д’Аттиши) изучал право в Бурже. Вернувшись в Италию, занимался изучением греческого языка, собирал античные памятники письменности. В 1621-22 годах служил консультантом-юристом у апостольского нунция Оттавио Корсини, которого сопровождал в его миссии папского легата в Париж. В Париже Дони познакомился с математиком, философом и выдающимся популяризатором науки Мареном Мерсенном. Вернувшись в Италию, в 1623 году Дони стал секретарём кардинала Франческо Барберини, которого сопровождал в зарубежных поездках в Париж и Мадрид. В 1629 Дони занял высокий пост секретаря Священной коллегии кардиналов. С 1640 года жил во Флоренции, где стал профессором риторики в местном университете, совмещая преподавание с учёной деятельностью.

На пике своей административной карьеры, начиная с 1630-х годов Дони неожиданно углубился в изучение античной истории и теории музыки, пытался «реставрировать» древнегреческую музыку в том или ином виде. В частности, он пытался вникнуть в нотационные таблицы Алипия (автора учебного пособия по музыке, написанного около IV в. н. э.) и транскрибировать на современный манер сохранившиеся памятники древнегреческой музыки. В том же русле «реставрации» греков Дони разработал проекты диковинного клавесина (который он назвал «пентармоническим»)[3] и не менее диковинного полихордового инструмента, который он назвал «барберинской лирой»[4]. Эти экспериментальные инструменты, по мысли Дони, давали композиторам возможность сочинять музыку во всех древнегреческих родах мелоса, включая «хроматику» и «энармонику» (имеются в виду звукоряды с различными микрохроматическими интервалами). Барберинская лира была столь сложной конструкции (см. изображение), что на ней никто не хотел играть[5].

Дони занимался также вопросами музыкального театра, критически рассматривал современные ему феномены (в частности, музыкальную пастораль) и предлагал его реконструкции на основе собственного понимания античного прототипа.