Клеони́д (др.-греч. Κλεονείδης, не ранее II и не позже IV вв. н. э.) — древнегреческий теоретик музыки. Гипотетический автор «Введения в гармонику» (Εἰσαγωγὴ ἁρμονική), которое в рукописях также приписывалось Евклиду, Паппу, Зосиме. Трактат, написанный в традициях школы Аристоксена, представляет собой учебник гармонии и содержит все традиционные разделы гармоники (науки о гармонии): о звуках, об интервалах, о родах, о звукорядах («системах» и «видах»), о тонах, о метаболах, о мелопее.
В этом учебнике особенно важна систематическая классификация видов [εἲδη], или форм [σχήματα], октавы, предположительно впервые в истории – с названиями, производными от этнонимов: дорийский, фригийский, лидийский и др[2]. В учебнике разложены «тоны» (лады, различаемые по относительному высотному положению всех звукоступеней системы, в оригинале – по «месту голоса», с центральной для модальных ладов функцией [δύναμις] месы)[2]. В нем описана метабола (учение о смене рода, лада, характера [ᾖθος] – возбуждённого, печального и спокойного), а так же мелопея (краткая классификация типовых мелодических структур)[2].
Эти рукописи стали основой в трудах античных (Алипий, Аристид Квинтилиан, Бакхий, Боэций и др.) и средневековых писателей о музыке (у последних — в особенности учение о «видах консонанса» [species consonantiarum]) [2].
Первое критическое издание «Гармоники» Клеонида, выполненное еще в 1895 г. немецким филологом Карлом фон Яном, сохраняет статус нормативного и «классического» до наших дней.