Клеонид


Клеони́д (др.-греч. Κλεονείδης, не ранее II и не позже IV вв. н. э.) — древнегреческий теоретик музыки. Гипотетический автор «Введения в гармонику» (Εἰσαγωγὴ ἁρμονική), которое в рукописях также приписывалось Евклиду, Паппу, Зосиме. Трактат, написанный в традициях школы Аристоксена, представляет собой учебник гармонии и содержит все традиционные разделы гармоники (науки о гармонии): о звуках, об интервалах, о родах, о звукорядах («системах» и «видах»), о тонах, о метаболах, о мелопее.

В этом учебнике осо­бен­но важ­на сис­те­ма­тическая клас­си­фи­ка­ция ви­дов [εἲδη], или форм [σχήματα], ок­та­вы, пред­по­ло­жи­тель­но впер­вые в ис­то­рии – с на­зва­ния­ми, про­из­вод­ны­ми от эт­но­ни­мов: до­рий­ский, фри­гий­ский, ли­дий­ский и др[2]. В учебнике разложены «тоны» (ла­ды, раз­ли­чае­мые по от­но­си­тель­но­му вы­сот­но­му по­ло­же­нию всех зву­ко­сту­пе­ней сис­те­мы, в ори­ги­на­ле – по «мес­ту го­ло­са», с цен­траль­ной для мо­даль­ных ла­дов функ­ци­ей [δύναμις] ме­сы)[2]. В нем описана ме­та­бо­ла (уче­ние о сме­не ро­да, ла­да, ха­рак­те­ра [ᾖθος] – воз­бу­ж­дён­но­го, пе­чаль­но­го и спо­кой­но­го), а так же ме­ло­пея (крат­кая клас­си­фи­ка­ция типовых ме­ло­дических струк­тур)[2].

Эти рукописи стали основой в тру­дах ан­тич­ных (Али­пий, Ари­стид Квин­ти­ли­ан, Бак­хий, Боэций и др.) и средневековых пи­са­те­лей о му­зы­ке (у последних — в осо­бен­но­сти уче­ние о «ви­дах кон­со­нан­са» [species consonantiarum]) [2].

Первое критическое издание «Гармоники» Клеонида, выполненное еще в 1895 г. немецким филологом Карлом фон Яном, сохраняет статус нормативного и «классического» до наших дней.