Вид консонанса


Вид (др.-греч. εἶδος, σχῆμα, лат. species) консонанса, подразумевается вид первого консонанса (лат. species primae consonantiae) — способ поступенного заполнения звукоряда, ограниченного консонансами кварты, квинты или октавы. Виды первых консонансов имели основополагающее значение в античности и средневековье для построения теории лада.

Учение о видах — непременная составная часть древнегреческих учебников и исследований о гармонии (см. Гармоника), входившая в раздел об интервальных системах. Обязательные главы о видах содержат, например, гармоники Аристоксена, Птолемея, Клеонида, Гауденция. Различные октавные (квартовые, квинтовые) звукоряды нумеровались по порядку восхождения: им присваивались порядковые числительные (первый, второй, третий…) или атрибуты-этнонимы и производные от этих атрибутов — атрибут «лидийский» обязан лидийцам, «дорийский» дорийцам, «фригийский» фригийцам, далее к ним добавлялись словообразующие приставки гипер-, гипо-, миксо-.

В зависимости от рода мелоса виды могли иметь различное интервальное строение. В диатоническом роде первым, или миксолидийским, видом октавы назывался звукоряд h-a-g-f-e-d-c-H, вторым (лидийским) — c2-h-a-g-f-e-d-c, третьим (фригийским) — d2-c2-h-a-g-f-e-d и так далее:

Концепция видов первых консонансов (species primarum consonantiarum) была унаследована от греков Боэцием, который различал три диатонических вида кварты (species diatessaron), четыре вида квинты (species diapente) и семь видов октавы (species diapason)[1]. Через Боэция (главным образом) концепция видов была воспринята средневековыми теоретиками, у которых стала частью стандартного учения о ладах. Известные музыканты Средних веков и Возрождения (Берно из Райхенау, Гвидо Аретинский, Вильгельм из Хирзау, Арибо Схоласт, Маркетто Падуанский и многие другие) рассматривали виды кварты и квинты как базовые структуры, из которых строятся октавные звукоряды (церковных тонов):