Вильгельм из Хирзау


Вильгельм из Хи́рзау, Вильгельм из Хирсау, Вильгельм Гиршауский[2] (лат. Willehelmus Hirsaugensis, Guilielmus Hirsaugiensis); умер 4 июля, 1091, Хирзау) — баварский монах-бенедиктинец, аббат монастыря Хирзау (1069-91), теоретик музыки[2], астроном.

Воспитывался в регенсбургском Санкт-Эммераме. На должности аббата монастыря в Хирзау (назначен в 1069 году, фактически занял её в 1071 году) развил бурную деятельность по реформированию монастырской жизни (так называемая «реформа Хирзау»), курировал строительство нового монастыря Святых Петра и Павла (окончено после смерти Вильгельма, к середине XII века).

Занимался наукой и литургикой, в том числе, упорядочением музыкального оформления богослужения. Возможно, еще в Регенсбурге написал прозиметром обширный трактат о музыке (условное название — «Musica», точная дата написания неизвестна[3]), центральная тема которого — новое учение о монодических церковных тонах. Вильгельм подробно обсудил образование ладов из видов первых консонансов и основные модальные категории. Формальную структуру ладов пытался связать с расчётом интервалов диатонического звукоряда на монохорде; эту корреляцию сам Вильгельм обозначил как «теорему тропов» (theorema troporum), или «решето монохорда» (cribrum monochordi). Смысл схемы — наглядно представить 4 наложенных друг на друга монохорда, с указанием важнейших ступеней каждого из четырёх парных ладов (прот, девтер, трит, тетрард).

Главные авторитеты Вильгельма — Боэций, Герман из Райхенау, Псевдо-Одо и Гвидо Аретинский. Впервые в истории музыкальной науки выступил с критикой Боэция. В главе 16 «Qualiter Boetius et caeteri musici in D. et d. erraverint» («Как Боэций и другие музыканты ошибались в трактовке D и d»), он указал на то, что описанный Боэцием «гипермиксолидийский троп» является октавным дубликатом «дорийского тропа» (то есть первого церковного тона). Вильгельм также полемизирует с Гвидо Аретинским, например, он выражает несогласие с его требованием высотной корреляции начал и окончаний мелодических фраз с тоном финалиса; на его взгляд такая корреляция встречается «скорее редко, чем часто»[4]. Также он ставит в упрёк Гвидо игнорирование двойной функции октавного звукоряда от D до d1 (автентического I тона и плагального VIII тона) и т. д.

Язык Вильгельма нельзя назвать простым, а стиль (в отличие от трактатов Псевдо-Одо и Гвидо) дидактическим. Свои теоретические заключения и чертежи он время от времени украшает вычурными примечаниями наподобие такого: