Аристоксен


Аристоксе́н, Аристоксен Тарентский (др.-греч. Ἀριστόξενος ὁ Ταραντῖνος, ок. 370/360 до н. э.[2], Тарент — после 300 до н. э.[2], Афины) — древнегреческий философ и теоретик музыки.

Родился около 360 года до н. э. предположительно в Таренте. Учился у своего отца Спинтара[it], а затем — у Лампра Эритрейского[en]. Его отец и учитель, музыкант Спинтар, был близок к пифагорейцу Архиту из Тарента, учителями Аристоксена были также пифагорейцы Ксенофил, Эхекрат и другие ученики Филолая и Эврита. После пребывания на ПелопоннесеМантинее и Коринфе), уже сложившимся человеком, Аристоксен присоединился к аристотелевскому Ликею (основан в 335 году до н. э.). После смерти Аристотеля Аристоксен, вероятно, остался в Ликее, читая здесь лекции по музыке[2].

Писал о музыке и философии, истории, педагогике — упоминается как автор в общей сложности ок. 450 книг (почти все утеряны). Среди них «Элементы гармоники» (сохранилась во фрагментах), «О началах», «О мелопее» (не менее 4 кн.), «О ладах», «О восприятии музыки», «О музыке» (не менее 4 кн.), «Элементы ритмики» (сохранилась во фрагментах), «О первом времени», «Об инструментах», «Об авлосах и [других музыкальных] инструментах», «Об изготовлении авлосов», «Об авлетах», «О хороводах», «О трагиках», «О танце в трагедии», «Праксидамант», «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейской жизни», «Пифагорейские изречения», «Жизнь Пифагора», «Жизнь Архита», «Жизнь Сократа», «Жизнь Телеста», «Гражданские законы» (не менее 8 кн.), «Законы воспитания» (не менее 10 кн.), «Об арифметике», «Застольные беседы», «Исторические заметки», «Разнообразные воспоминания», «Разрозненные заметки», «Сравнения».

Книга Аристоксена «Элементы гармоники» (компиляция из разных работ Аристоксена с лакунами, без окончания) — первое дошедшее до нас научное исследование музыки. Здесь рассматриваются роды мелоса (диатоника, хроматика, энармоника), интервалы (слитные в речи и дискретные в пении), звуки, системы (интервальные структуры в пределах кварты, квинты, октавы, вплоть до двухоктавной Полной системы), лады, метаболы (перемены по роду, системе, ладу), мелопея (музыкальная композиция). Аристоксен (в противоположность пифагорейцам) сознательно отказался от математического истолкования интервалов, полагая их очевидными для музыканта и ни в каком дополнительном обосновании не нуждающимися. «Музыкальная» арифметика Аристоксена (напр., его деление целого тона на два равных полутона, что́ невозможно вследствие невозможности деления эпиморного числового отношения поровну на две части) впоследствии подверглась резкой критике последователей пифагорейской науки[3]. Для учёного-музыканта (μουσικός), по мнению Аристоксена, непосредственное восприятие — первая и важнейшая предпосылка дальнейшего (рационального) исследования музыки: