Буквенная нотация


Буквенная нотация — тип музыкальной нотации, в которой для обозначения высоты музыкального звука используются буквы алфавита (греческого, латинского, русского и др.), а также их графические модификации. Буквенная нотация — древнейшая разновидность нотации, сохраняющая своё значение до наших дней.

Как теоретическая и дидактическая концепция, система буквенной нотации была осмыслена на излёте античности (то есть с большим опозданием по отношению к памятникам такой нотации, древнейшие из которых датируются III в. до н. э.), поскольку изучение нотации считалось недостойным музыканта-теоретика делом. Греческая буквенная нотация описана в учебниках Гауденция, Бакхия, Алипия, в трактатах о музыке Аристида Квинтилиана (III—IV вв.) и Боэция (ок. 500 г.).

Латинская буквенная неоктавная нотация (использовались буквы алфавита от A до P) впервые регистрируется в учебных трактатах эпохи Каролингского Возрождения, например, в анонимном трактате IX в. «Alia musica». Изредка она также встречается в нотных рукописях, например, в тонарии французского происхождения, начала XI века (кодекс Montpellier H159, см. иллюстрацию).

Изобретение латинской буквенной нотации средневековая наука приписывала Боэцию. В действительности Боэций придерживался греческой буквенной нотации, а разными латинскими буквами пользовался как метками для обозначения ступеней («струн») звукоряда. Наиболее последовательно Боэций использовал буквы-метки от A до LL — в семи главах, посвящённых делению монохорда (Mus. IV, 6-12; см. обобщающую схему в статье Полная система). Иным рядом латинских букв (ABCDEFGHKLMNXO) Боэций обозначал ступени Полной системы в главе о видах консонансов (Mus. IV, 14). Наконец, в Mus. IV, 17 для условного обозначения «гипермиксолидийского лада» Боэций использовал ряд букв-меток ABCDEFGHIKLMNOP (без точной привязки к Полной системе) — именно этот ряд взяла на вооружение средневековая теория музыки, интерпретировав его как «нотацию Боэция».

Концепция октавной латинской буквенной нотации (ABCDEFGabhcdefg, с двойной ступенью b/h[1]) окончательно сложилась в первых десятилетиях XI в. Впервые она регистрируется в учебниках «Musicae artis disciplina», «Диалог о музыке» Псевдо-Одо и в «Микрологе» Гвидо Аретинского. Поскольку, с одной стороны, ни один из трёх названных трактатов с точностью не датируется, а с другой стороны, «стилистических» аргументов для установления факта заимствования одним теоретиком у другого недостаточно, медиевисты XX—XXI веков постоянно дискутируют вопрос о первенстве в изобретении октавной латинской нотации[2]. В школьной традиции это изобретение приписывается Гвидо Аретинскому.