Транспозиция (музыка)


Транспози́ция (позднелат. transpositio — перемещение) — многозначный музыкальный термин, относящийся к организации исполнения музыкального произведения или его фрагмента с систематическим сдвигом высот всех звуков на заданный интервал.

Конкретизация термина зависит от того, как и зачем осуществляется такой сдвиг. Транспозиция в рамках замысла автора произведения (например, мелодия один раз должна прозвучать ниже, а другой раз выше, что зафиксировано в нотной записи) является композиционным приёмом. Транспозиция за счёт конструкции ряда инструментов (скажем, в синтезаторе с функцией англ. transpose, когда абсолютная высота извлекаемых звуков не соответствует нотированию) является свойством этих инструментов. Транспозиция, выполняемая непосредственно исполнителем путём переноса каждой ноты по сравнению с имеющимся нотным текстом, является особым видом техники чтения нот. Последнее практикуется вокалистами и их концертмейстерами; при равномерной темперации, транспонированное сочинение обычно воспринимается слушателями как почти эквивалентное исполняемому в оригинальной тональности.

Понятие транспозиции во втором значении не имеет смысла в музыке, для которой не существует нотной партитуры (рукописного автографа или печатного издания) в качестве единственного и уникального архетипа (например, в эстампидах XIII—XIV веков, светских многоголосных песнях Г. Дюфаи и др. старинной музыке).

На практике транспозицию производят на какое-либо количество тонов вверх или вниз, на какой-либо интервал вверх или вниз, в какую-либо тональность вверх или вниз. При любом способе транспозиции каждый в отдельности звук транспонируемого материала должен переноситься на тот же интервал, что и другие звуки.

Для удобства при транспонировании в рамках равномерно темперированного строя пользуются следующей таблицей:

При том, что в современном исполнительстве транспозиция применяется широко и многообразно, существуют эстетические и этические пределы этой «прикладной» процедуры. Выход за такие пределы чреват изменением композиционно-технического, а в крайних случаях, и этического замысла композитора. Смена этоса музыки особенно заметна в вокальных пьесах, в связи с естественными ограничениями диапазона человеческого голоса — по мере повышения голос становится всё более напряжённым и крикливым, и наоборот, по мере понижения — всё более расслабленным и невнятным.