Владимирский, Леонид Викторович


Леони́д Ви́кторович Влади́мирский (21 сентября 1920[1], Москва[2] — 18 апреля 2015[1], Москва) — советский и российский график и иллюстратор, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979).

Получил широкую известность рисунками для разных изданий книг про Буратино А. Н. Толстого и Изумрудный город А. М. Волкова.

Родился в Москве[3]. Семья жила сначала на улице Палихе (д. № 8), затем — на Арбате[4]. Был единственным ребёнком в семье. Родители отношения к искусству не имели. Мать была врачом, отец — конторским служащим, экономистом, сотрудничал с организацией, которая занималась перепиской с зарубежными странами, часто приносил домой разные экзотические марки, которые, по словам Леонида, сыграли большую роль в его судьбе. Он их подолгу рассматривал, потом изучал страны, из которых они были присланы, расширял кругозор и пытался самостоятельно рисовать[5].

Учился в школе № 110. Его одноклассниками были сыновья Сергея Есенина, Демьяна Бедного, Отто Шмидта. Леонид уже в школе активно увлекался рисованием, принимал участие в выпуске стенной газеты. В десятом классе отец посоветовал серьёзно подойти к выбору профессии и поступать в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), что Леонид и сделал[5], закончив три курса[3].

С началом Великой Отечественной войны Владимирский пошёл добровольцем в РККА, прошёл курсы в Военно-инженерной академии и в звании лейтенанта был послан на фронт в инженерные войска. По собственному признанию, никаких подвигов не совершал, занимался строительством и восстановлением мостов и дорог для прохождения частей. Демобилизовался в 1945 году в звании старшего лейтенанта[5].

После войны поступил на художественный факультет института кинематографии (ВГИК), отделение мультипликации. Его преподавателями были Григорий Шегаль, Фёдор Богородский, Юрий Пименов. Параллельно приходилось кормить семью — к тому времени Леонид был уже женат, в браке у него родилась дочь, которая и стала моделью для Буратино, а позднее — Элли («Волшебник Изумрудного города»). Подрабатывал, разрисовывая клеёнки по заказу деревенских жителей. В отличие от многих сокурсников, не имел художественной подготовки, что не помешало ему с отличием окончить институт. Дипломной работой стал первый в истории ВГИК диафильм «Руслан и Людмила». «Людмила из сказки нравилась всем, вот я и решил, что и моя Людмила тоже должна всем нравиться. Вначале я рисовал девушек на улице, после чего показывал рисунки своим приятелям. Если хоть одному не нравилось — браковал, — вспоминал художник. — Так нарисовал девятнадцать Людмил… Потом я понял — нужно нарисовать такой образ, который понравился бы Александру Сергеевичу. Подумал — сделал. Поставил перед собой портрет Натальи Николаевны — и начал рисовать. Так и возникла грустная русская княжна»[6].