Внимательность (психология)


Осознавание или медитация осознанности — психологический процесс привлечения внимания к переживаниям, происходящим в настоящий момент, которые можно развивать через практику медитации и через другую тренировку. Техники осознавания в медитативных практиках существовали в течение многих столетий как часть буддистской и других восточных духовных традиций[1]. С 1970—1980 годов как «очищенная» от привязки к конкретной религии практика психологической внимательности (англ. mindfulness), светской медитации (англ. secular meditation) и медитации осознанности (англ. mindfulness meditation) стала предметом научного изучения в западной клинической психологии и психотерапии.

В восточных духовных традициях чаще всего речь идёт об осознанности как об особом состоянии, достижение которого возможно путём медитации[1].

Внимательность как современная, западная практика основана на дзен и современной випассане, и включает в себя подготовку «сати» (буддистское понятие, которое означает не только «осознавание текущих событий момент в момент», но и «осознание пережитого»).

Осознанность («сати») — одно из Семи Условий Просветления[англ.]. Как «Правильное памятование» (пали: «самма-сати»; санскрит: «самьяк-смрити») оно является седьмым элементом Благородного Восьмеричного Пути. Сати / смрити — это противоядие от заблуждения и рассматривается как «сила» (пали: «бала»), которая способствует достижению нирваны. Эта способность становится силой, в частности, когда она сочетается с ясным пониманием того, что происходит. Нирвана — это состояние, в котором жажда, ненависть и заблуждение (пали: «моха») были преодолены и оставлены, и отсутствуют в уме практиканта.

Как утверждает Пол Уильямс, ссылаясь на Эриха Фраувальнера, осознанность обеспечила в раннем буддизме путь к освобождению: «постоянно наблюдая сенсорный опыт, (практикант) предотвращает возникновение тяги, которая может привести в новые рождения». Согласно Веттеру, дхьяна, возможно, была первоначальной основной практикой Будды, которая помогала сохранить внимательность.

Согласно Т. У. Рису Дэвидсу, учение о внимательности «возможно, самое важное» после Четырёх Благородных Истин и Благородного Восьмеричного Пути. Рис Дэвидс рассматривал учение Будды Гаутамы как рациональную технику самоактуализации и отвергал несколько её частей, главным образом доктрину перерождения, как остаточные суеверия.