Вознесеньев день


Вознесе́ньев день (Вознесение) — день в народном календаре у славян, приходящийся на 40-й день после Пасхи, который всегда приходится на четверг, и посвящённый памяти Вознесения Господня[1]. Считалось, что с Вознесеньева дня начинается полный расцвет весны и переход к лету; с этого дня начинали провожать весну[2]. Последнее же весеннее воскресенье именовалось «проводами весны и встречей русалок»[3].

рус. Вознесение[4], Вознесенье[5]; укр. Вознесіння, Вознесення, Вшестя, Знесення, Піднесення[6], белор. Узнясенне, Ушэсце, Ушэснік, Шоснік[7][8], болг. Спасовден, Спас[9]; серб. Спасовдан[10]; макед. Спасовден, Испас; хорв. Križ, Križevo, Spasovo, Sensa, Sensovo; словен. Vnebohod, Veliko Telovo, Križi, Afrten; в.-луж. Stupjenje do njebes, Bože spece; н.-луж. Stupny swežen, stwortk; польск. Wniebowstąpienie; словацк. Vstúpenie Krista Pána[11].

Крестьяне верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада[12]: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские»[13]. Праздник завершал период растворения границ, единение миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесения грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками: «С Велик-дня до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём[14].

В эти сорок дней запрещается плевать на улицу, выкидывать туда мусор, потому что «можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих». Повсеместно на Руси полагается с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям[15].

По русскому преданию, «благочестивым людям, доживающим последний год жизни, дано от Бога даже видеть, как из разверзшихся небес опускается к главному церковному яблоку лестница. Сходят по ней ангелы и архангелы, и все силы небесные, становятся в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа. Как ударят в колокол к «Достойно» (молитва), так и поднимается-возносится Спас-Батюшка с грешной, обновленной Его Пресветлым Воскресением земли. Немногим дано видеть все эти чудеса, но есть и такие люди на свете»[5].