Волго-Донская железная дорога


Во́лго-Донска́я желе́зная доро́га — построена в XIX веке в Российской империи на территории современной Волгоградской области. Другие названия — Во́лжско-Донска́я и Цари́цынско-Кала́чская.

Обеспечила регулярное сообщение между Волгой и Доном в месте их наибольшего сближения. Была первой железнодорожной линией в Царицыне и седьмой по счёту в Российской империи, сыграв важную роль в трансформации «захолустного уездного города» в крупный торгово-промышленный центр.[2] Строительство проходило в жестоких условиях, сотни рабочих погибли, остальные бунтовали, беспорядки завершились приездом царских ревизоров и отдачей крупных царицынских чиновников под суд.

Экономическим толчком проекта стало промышленное освоение Донецкого угольного бассейна. Главным рынком сбыта для него были центральные регионы. В отсутствие железных дорог на юге России добытый антрацит возили на баржах по Дону и Волге, а переволоку между реками от станицы Качалино до города Дубовка груз преодолевал на повозках, запряжённых волами. В обратную сторону, от Волги к Дону, везли пшеницу, лес, деготь, смолу, и железо.

Первой попыткой поставить грузопоток на рельсы стала в 1846 году Дубовско-Качалинская железная дорога на конно-бычьей тяге. Её проектирование оказалось столь неудачным, что в 1852 году работа дороги была окончательно остановлена. Ещё в 1851 году наказной атаман Войска Донского Михаил Хомутов заказал исследование междуречья Волги и Дона на предмет прокладки дороги на паровом ходу.[3]

Политической причиной развития железных дорог в это время послужили неудачи Российской Империи в Крымской Войне. Союзные войска быстро построили Балаклавскую железную дорогу, успешно использовавшуюся при осаде Севастополя, в то время как войскам Российской Империи не хватало мобильности. Если до войны проекты строительства железных дорог неоднократно отвергались по надуманному мнению об их невыгодности и ненужности, то вскоре правительство Российской империи пересмотрело свою политику в области железнодорожного строительства.

Учредителями акционерного общества Волго-Донской железной дороги 19 июля 1858 году[4] стали два крупных предпринимателя: «первый русский нефтяник» Василий Кокорев и хозяин черноморского флота, а впоследствии и Кавказских минеральных вод Николай Новосельский. Третьим учредителем был авторитетный инженер, будущий министр путей сообщения Павел Мельников - его назначили директором общества[5]. После публичного размещения акций самый крупный пакет, около 30% оказался в руках Кокорева.