Балаклавская железная дорога


Балаклавская железная дорога или Большая Крымская Центральная железная дорога (англ. Grand Crimean Central Railway) — военно-полевая железная дорога с шириной колеи 1676 мм, построенная в 1855 году во время Крымской войны. Цель строительства этой железной дороги состояла в снабжении армий союзников, участвовавших в осаде Севастополя. Впервые в истории на этой железной дороге был сформирован санитарный поезд.

Железная дорога была построена без заключения договора британским железнодорожным строителем-подрядчиком Самуэлем Мортоном Пито. Строительство дороги была начато по прошествии трех недель со дня доставки материалов и запасных частей. Первые 11 км дороги были построены в течение семи недель. Данная железная дорога сыграла значительную роль в успешной осаде союзниками Севастополя. По окончании войны дорога была продана и разобрана.

15 (27) марта 1854 года Великобритания и Франция в поддержку Османской империи объявили войну России. В конце лета 1854 года лорд Раглан, командующий британскими силами, после совместного обсуждения планов боевых действий принял решение о целесообразности осады Севастополя, главной базы Черноморского флота России.

После высадки союзных сил вблизи Севастополя британской стороной была создана база в порту Балаклава в 13 км от Севастополя. Большая часть суши между Балаклавой и Севастополем находилось на плато, на высоте примерно 183 м над уровнем моря. Города были связаны узкой дорогой.

Осада Севастополя крайне затянулась. Вопреки ожиданиям о краткосрочности его осады, положение усугубляло и приближение зимы, и отсутствие нормальных сухопутных путей. Все это требовало от союзного командования решения вопроса о постоянном и бесперебойном снабжении войск.

Об ухудшившихся условиях боевых действий стало известно в основном благодаря корреспонденту газеты The Times Уильяму Говарду Расселу. Узнавший об этих новостях, Самуэль Мортон Пето, один из ведущих строителей-подрядчиков железных дорог в то время, со своими партнёрами предложил строительство железной дороги без всяких коммерческих условий. Он обещал построить железную дорогу через три недели после высадки союзников в Балаклаве. Предложение было принято, и подрядчики начали получать строительные материалы, средства на приобретение или аренду судов, а также нанимать строителей. Флот с материалами и рабочими отплыл 21 декабря и в начале февраля прибыл к Балаклаве.