Волосы (мюзикл)


«Во́лосы» (англ. Hair) — психоделический мюзикл, который является вехой хиппи-движения 1960-х годов. Музыка написана Гэлтом Макдермотом, слова — Джеймсом Рэдо и Джеромом Раньи. Премьера состоялась в Нью-Йорке 17 октября 1967 г. В апреле 1968 г. переместился на одну из сцен Бродвея, где выдержал 1873 представления. В том же году поставлен в Лос-Анджелесе и Лондоне[1].

В ноябре 1999 года в Московском театре эстрады была показана американская авторская версия мюзикла, поставленная режиссёром Бо Кроуэллом и продюсером Майклом Батлером совместно с Московским театром музыки и драмы Стаса Намина. Затем постановка была адаптирована и в январе 2000 года состоялась премьера российской версии в Театре юного зрителя[2]. Мюзикл до сих пор с успехом идет в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина.

Клод, как лидер «племени», сидит в центре сцены, пока остальное племя гуляет в зрительном зале. Члены племени Шейла (студентка Нью-Йоркского университета) и Бергер (непочтительный свободный дух) вырывают прядь волос Клода и бросают в пламя костра. Через некоторое время племя устремляется на сцену и они начинают петь о том, что они дети Эры Водолея («Aquarius»). Затем Бергер снимает штаны и демонстрирует зрителю набедренную повязку, после чего спускается в зрительный зал, представляясь «психоделическим плюшевым мишкой» и «ищет свою Донну» («Donna»).

Племя зачитывает список разных действующих на сознание веществ, легальных и нелегальных («Hashish»). Вуф, нежная душа, превозносит несколько сексуальных практик («Sodomy») и говорит «Я всех люблю». Он любит растения, семью, зрителей, которым говорит «Мы все одно». Хад, боевой афроамериканец, спускается на сцену сверху, скользя по шесту. Он провозглашает себя «президентом Соединённых Штатов Любви» («Colored Spade»). С явно поддельным английским акцентом Клод говорит, что он «самый красивый зверёк в их лесу» из «Манчестера в Англии» («Manchester»). Но кто-то из племени напоминает ему, что он из Флэшинга в штате Нью-Йорк. Хад, Вуф и Бергер называют свой цвет («I’m Black»), а Клод зачисляет себя в «невидимые». Племя зачитывает список вещей, которых им не хватает («Ain’t Got No»). Четверо афроамериканских членов племени зачитывают названия дорожных знаков в символической последовательности («Dead End»).