Московский театр эстрады


Моско́вский теа́тр эстра́ды (ранее Моско́вский госуда́рственный теа́тр эстра́ды)[1] — московский театр, основанный в 1954 году. С 1961 года расположен в Доме правительства по адресу Берсеневская набережная, дом 20/2. Зрительный зал рассчитан на 1300 человек[2]. В нём проходили выступления эстрадных артистов[3][4][5], спектакли как самого театра, так и других трупп. Закрытый в 2020 году на ремонт театр открыт в октябре 2023 года[6].

После закрытия в 1936 году Московского мюзик-холла столичная эстрада осталась без постоянного помещения для выступлений. Московский театр эстрады открылся 5 июня 1954 года в доме 1/29 на Садово-Триумфальной площади, где ранее располагались театры «Альказар» и Сатиры. Инициаторами открытия выступила группа артистов московской эстрады во главе с куплетистом Николаем Смирновым-Сокольским. Смирнов-Сокольский всегда хотел создать театр, в котором бы ставились театрализованные эстрадные представления[7][8][9].

По одному тому, как горячо откликнулись на это событие зрители, с каким интересом вошли они в гостеприимно раскрытые двери молодого театра, можно судить, насколько своевременным и нужным явилось его создание.«Московская правда», 1954[8]

Первым спектаклем нового театра был «Его день рождения» в постановке Александра Конникова. Одно из ключевых мест в программе занимал фельетон-обозрение Николая Смирнова-Сокольского его же авторства. Этот номер отличался острой сатирой по отношению к современным авторам. В своём выступлении, обращаясь к памятнику Владимира Маяковского, Николай Павлович выражал надежду артистов эстрады, что их новый театр сумеет стать достойным соседом великого поэта. В первых спектаклях принимал участие юморист Михаил Гаркави, считавший себя учеником артиста Алексея Алексеева. Гаркави пришёл в Театр эстрады после Московского Художественного театра, где не нашёл подходящих условий для развития своего таланта[7][8][9].

В первой программе «Его день рождения» приняли участие многие мастера эстрады. Но театру, к сожалению, не удалось создать цельное, яркое представление — оно оказалось собранием неравноценных номеров.«Огонёк»[8]

Первый спектакль Театра эстрады — больше парад, чем эстрадное представление… Очень много сил потрачено на обрамление, а плоть и кровь программы — номер, за немногими исключениями, остался в небрежении.«Литературная газета»[8]