Московский мюзик-холл


Первый концерт Мюзик-Холла проходил на сцене театра «Аквариум» в 1923 году. Изначально назывался «Цирк мюзик-холл».

Мюзик-Холл в то время и в будущем всегда старался привлекать к своей программе популярных на то время артистов эстрады. Отчасти потому, что своей постоянной труппы y театра не было, а также по причине неопределённости на тот момент в жанре, идеологии и, как следствие, возникновения сложностей с постановкой спектакля, который бы удовлетворил каждого. Мюзик-Холл подчинялся тогда Центральному управлению государственных цирков, что само по себе объясняло наличие огромного количества цирковых номеров в начальных программах театра. Кроме того, несмотря на успешный опыт зарубежных коллег по жанру (Лондон, Париж), в советских реалиях такой формат приживался плохо. Интересно, что в начале Мюзик-Холл действительно состоял практически из «специальных» номеров и мало нёс в себе искусства. По очереди выступали солисты с различными номерами: чечётка, жонглирование, усыпление курицы и крокодила и даже игра, как на музыкальных инструментах, на апельсинах и мягких игрушках. Имена же звёзд эстрады того времени, должны были привлечь публику, как и афиши, которые пестрили в основном только иностранными именами. К сожалению тем, к чему стремился Мюзик-Холл, а именно эстрадным театром, на тот момент называть его было очень сложно.

Именно поэтому театр был переименован в «Показательный эстрадный театр мюзик-холл» в 1928 году. Спасти положение должны были ряд ключевых людей в истории Мюзик-Холла того времени. Хореографом коллектива стал Касьян Голейзовский. При нём был создан постоянный танцевальный ансамбль «30 Гёрлз», а в качестве художественного руководителя был приглашён Давид Гутман. Среди авторов, писавших для Мюзик-Холла, были такие, как Ильф, Петров, Маяковский, Демьян Бедный, а пели на сцене этого театра такие артисты эстрады, как Утёсов, Амурский, Гурко, Афонин, Милич, Гринов. Именно Голейзовский и Гутман должны были изменить сложившиеся обстоятельства. Театр двигался в сторону синтетического музыкального спектакля, который был содержательным, но при этом развлекал, балансируя где-то между театром сатиры, опереттой, цирком и танцем. Равнение на оперетту чётко прослеживалось в выборе актёра на центральную роль. Мюзик-Холл в течение сезона 19281929 года выпустил четыре спектакля: «Чудо XXX века»(впоследствии был перенесён в Ленинград и приурочен к открытию мюзик-холла и назывался там «Чудеса XXI века»), «Сто минут репортёра», «Туда, где льды» (муз. Исаака Дунаевского) и «С неба свалились». Д. Гутман поставил три из четырёх, ни один из последующих сезонов Мюзик-Холла не будет столь богат премьерами. Особенный успех (одновременно с осуждением) имел номер «30 английских гёрлс», подробно описанный и в мемуарах и в работах Натальи Шереметьевской. При этом вид полуобнажённых женщин вызвал много критики, хотя и без положительных рецензий не обошлось[1]: