Вольта (завод)


Заво́д «Во́льта» (эст. Volta tehas) — одно из крупнейших машиностроительных предприятий времён Эстонской ССР, которое специализировалось на выпуске электродвигателей разных типов. Цеха завода были расположены в Эстонии, в Таллине на улице Тёэстузе. Филиал завода работал в деревне Тюри-Аллику.

Таллинский завод «Вольта» был основан во времена Российской империи 15 апреля 1899 года как Акционерное общество «Вольта»[2] c основным капиталом в 2 миллиона рублей, пайщиками которого были представители семейства крупных ревельских фабрикантов — балтийские немцы Карл Лютер[нем.] и Христиан Лютер[нем.], а также другие капиталисты, в частности, Жирард, Кристиан-Бертольд Роттерманн[эст.], Розен, Ингманн и бывший в частичном владении немецкой компании AEG Рижский коммерческий банк. Акционерное общество приобрело земельный участок в Ревельском районе Копли и приступило к строительству завода, получившего своё название по имени итальянского физика и одного из основоположников учения об электричестве Алессандро Вольта. Завод начал работать 5 января 1900 года. Для общего руководства был приглашён инженер Конрад Шиндлер из Швейцарии. Научные консультации осуществлялись доцентом Рижского политехнического института Энгельбертом Арнольдом[3]. .

Производство было организовано на высоком техническом уровне. Завод обладал первым в регионе электрическим молотом. У «Вольта» сложились прочные связи со многими заводами Российской империи. Железо поступало с Путиловского, Южно-Русского и уральских заводов, в том числе и с Демидовского, железные и медные трубы — с Петербургского и Варшавского трубопрокатных заводов, стальное литьё — с Брянского завода. Чугунное литьё поставляли Ревельские заводы[4].

Однако начало деятельности завода совпало с началом мирового экономического кризиса (1900-1903 гг). Новое производство осваивалось с трудом. В результате в первые годы своего существования завод был занят не столько массовым изготовлением электрических машин, сколько различными установками и проводкой электричества как для промышленных целей, так и для освещения, часто монтировались заграничные агрегаты. К тому же деятельность завода протекала в жестокой конкурентной борьбе с германскими электромашиностроительными заводами AEG и с более мощными российскими заводами, такими как «Сименс и Гальске», «Дюфлон, Константинович и Ко» в Петербурге, «Унион» в Риге. Кроме того, одновременно с заводом «Вольта» строился большой электротехнический завод в Москве (ныне ОАО Акционерная электротехническая компания «Динамо»).