Воробьёв, Яков Степанович (актёр)


Воробьёв, Яков Степанович (1766 — 7 (19) июня 1809, Петербург) — русский артист оперы (бас) и драмы. Муж А. Воробьёвой, отец Е. Сосницкой. Первый буфф русской оперной труппы.

Сценическую деятельность начинал в провинции в качестве драматического актера. Обучался в Петербургском театральном училище у известного буффа Б. Марокетти,, позднее у В. Мартини Солера и А. Сапиенцы (пение) и у И. Дмитревского (драм. искусство).

На оперной сцене выступал с 1787 в Петербургской придворной труппе и прославился как певец-буфф. Был одним из талантливейших русских оперных певцов. Обладал замечательным вокальным мастерством, ярким актёр. дарованием и комедийным талантом, неизменно пользовался большим успехом у публики.

«Его сообщительная веселость безотчетно радовала сердце, только что он покажется на сцену. Редкий дар заставлять смеяться от души, как будто без малейшего желания смешить, был главным свойством дарования Воробьева» («Репертуар русского театра». 1840. Т. II, кн. 11. С. 15—16)[1].

Был первым исполнителем множества оперных партий. Среди его ролей: Личарда («Князь-невидимка, или Личарда-волшебник»), Тароп («Илья-богатырь»), ТарабарРусалка» и «Днепровская русалка» Ф. Кауэра, «Леста, днепровская русалка» С. Давыдова, «Русалка» К. Кавоса), Мелест («Клорида и Милон»), Бабекян («Три брата горбуна» на музыку Кавоса), Фолет («Американцы»), Пентюхин («Любовная почта» на текст А. А. Шаховского); Джелино («Притворная любовница» с музыкой Никколо Пиччини), Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Паизиелло, 1801), Папагено («Волшебная флейта»); Дон Буцефало («Деревенские певицы»).

Партнеры: Д. Болина, А. Воробьева, А. Пономарев, В. Самойлов, С. Самойлова, Е. Лебедева-Карайкина, М. Лебедев, Е. Семенова. Пел п/у К. Кавоса.