Воспоминание о Флоренции


«Воспомина́ние о Флоре́нции» ре минор (итал. d-moll), op. 70 (в «Тематическом и библиографическом каталоге произведений П. И. Чайковского» — ČW 94, а в англоязычном тематико-систематическом каталоге Bloomington & Indianapolis 2002 года — TchH 118) — одно из последних крупных сочинений российского композитора Петра Ильича Чайковского для секстета струнных инструментов, первый вариант был создан в летние месяцы 1890 года в селе Фроловское в окрестностях города Клина, вторая редакция относится к 1892 году и создана в ПарижеПерейти к разделу «#Создание первой версии секстета»Перейти к разделу «#Создание второй редакции секстета».

«Воспоминание о Флоренции» написано по случаю избрания композитора почётным членом Санкт-Петербургского общества камерной музыки и было впервые исполнено музыкантами этого общества в ноябре 1890 годаПерейти к разделу «#Создание первой версии секстета».Британский биограф композитора Энтони Холден[англ.] считал, что «Воспоминание о Флоренции» представляет собой не столько программное сочинение, непосредственно вдохновлённое итальянскими темами, сколько «задумчивые recherche du temps perdu» (с фр. — «поиски потерянного времени») — музыкальный эквивалент творений поэтов-романтиков, выражавших воспоминания в спокойной обстановке о бурных переживаниях в прошлом (англ. «emotion recollected in tranquillity»). Он считал, что, возможно, это — самое личное из произведений Чайковского среднего размера, написанное по внутреннему побуждению, а не по заказу к определённому сроку. Он называл секстет «трогательным произведением» и увидел в нём тревогу, являвшуюся отголоском последних симфоний, но в более мягком — рефлексивном и лирическом ключе.

В отношении степени использования итальянского материала (на что указывает само название произведения «Воспоминание о Флоренции») музыковеды не единодушны. Если одни распространяли итальянский колорит на всё произведение, то другие ограничивали его только Второй частью, утверждая, что к финалу он полностью исчезает. Ещё часть критиков считали итальянскими лишь отдельные темы в Первой и Второй частях[7]Перейти к разделу «#Музыковедение о секстете «Воспоминание о Флоренции»».

Среди лучших записей секстета выделяются запись Квартета имени Бородина, «Camerata Lysy», «Ленинград-квартета», а также оркестровые версии записи сочинения — Филиппом Антремоном с Венским симфоническим оркестром и Ричардом Хикоксом с Лондонским оркестром «Симфония»Перейти к разделу «#Музыковедение о секстете «Воспоминание о Флоренции»».