Программная музыка


Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на её содержание.

Программность как явление непосредственно связана со спецификой музыки: наиболее абстрактное из искусств, музыка обладает важными преимуществами в передаче эмоциональных состояний и настроений, но не может своими собственными средствами точно обозначить, что именно порождает эти настроения, — понятийная, предметная конкретность ей неподвластна[1]. Функция программы в музыке, как пишет О. Соколов, — восполняюще-конкретизирующая: «В лучших произведениях этого рода программа и музыка эстетически идеально дополняют друг друга: первая указывает на объект, вторая же выражает авторское отношение к нему, которое лучше всего и поддается именно музыкальному выражению»[2].

Как считают музыковеды, программная музыка существовала уже в Древней Греции: согласно одному из дошедших до нас сообщений, в 586 году до н. э. на Пифийских играх в Дельфах авлет по имени Сакад исполнял первый авлетический Пифийский ном, изображавший битву Аполлона с драконом Пифоном[3]. Тимосфен в III веке до н. э. сочинил кифаристический Пифийский ном, который представлял собой дуэт кифары с аккомпанирующим авлосом. Основные композиционные параметры кифаристического нома позаимствованы у одноимённого авлетического нома[4].

В Новое время программная музыка спорадически встречалась в творчестве композиторов XVIXVIII веков. В инструментальной музыке эпохи барокко программность встречается в сочинениях Карло Фарина, автора знаменитого ныне «Причудливого каприччио» (Дрезден, 1627). Особенное пристрастие к программам питал Г. фон Бибер, которому принадлежат известная соната «Битва» (итал. Sonata la Battaglia, 1673) и 16 мистерий-сонат, последовательно изображающих жизненный путь Девы Марии. Программным сочинением является и «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха[5].

Композиторы классического периода реже обращались к программным сочинениям, хотя известен ряд классических симфоний, программа которых выражена в названии: например, симфонии № 6 («Утро»), № 7 («Полдень»), № 8 («Вечер») и № 45 («Прощальная») у Й. Гайдна, «Пасторальная» симфония у Л. ван Бетховена[3]. Начало программной симфонии фактически положил более близкий по стилю к ранней венской школе Карл Диттерсдорф — своими 12 симфониями по «Метаморфозам» Овидия[6].

Настоящий расцвет программная музыка переживала в эпоху романтизма, как в камерных жанрах, так и в симфонической музыке, прежде всего в творчестве Гектора Берлиоза и Ференца Листа, разрабатывавшего особый программный жанр симфонической поэмы[3].