Ном (жанр)


Ном (др.-греч. νόμος закон, обычай, установление) в Древней Греции — текстомузыкальная и музыкальная (без поэтического текста) форма, либо особый музыкальный жанр, посвящённые Аполлону. Несмотря на значительное количество свидетельств о номе в древнегреческих трактатах и литературных сочинениях (Пиндар, Эсхил, Софокл, Аристофан, «Проблемы» Псевдо-Аристотеля, Страбон, Аристид Квинтилиан, Псевдо-Плутарх и др.), а также во многих позднейших греческих справочниках («Хрестоматия» Прокла, «Ономастикон» Поллукса, «Суда» и др.), точное значение термина остаётся неясным. Музыкальных (нотированных) памятников нома не сохранилось.

С большой вероятностью, ном был формой и жанром установленного образца. Солисты (поэты-музыканты) исполняли номы на состязаниях «ристателей» (др.-греч. ἀγωνισταί), в ходе общегреческих игр (начиная с Пифийских игр VI в.). Источники различают 4 вида нома: кифародический ном (др.-греч. νόμος κιθαρῳδικός; кифародия — пение под кифару), авлодический ном (др.-греч. νόμος αὐλῳδικός; авлодия — пение в сопровождении авлоса), кифаристический ном (др.-греч. νόμος κιθαριστικός; кифари́стика — искусство игры на кифаре, без пения) и авлетический ном (др.-греч. νόμος αὐλητικός; авле́тика — искусство игры на авлосе, без пения). Изобретение кифародического нома (считавшегося древнейшим и этически наиболее значимым) античные авторы связывали с Терпандром, авлодического — с Клона́сом и Ардалом (жили поколением позже Терпандра). Изобретателями более поздних, инструментальных, номов называют Сакада Аргосского и Олимпа Мисийского (авлетика). Реформировал ном скандальный поэт-музыкант Тимофей Милетский, которому Суда приписывает сочинение 19 новых номов. Знаменитый своими авангардистскими новшествами ном Тимофея «Персы» выиграл на афинских играх, которые проходили в 420 или 416 гг. По утверждению писателя III в. до н.э. Сатира Перипатетика («Жизнь Еврипида»), прелюдию к этому ному написал другой прославленный новатор — Еврипид[1].

Наиболее загадочен «многоглавый» авлетический ном (др.-греч. πολυκέφαλος νόμος), изобретение которого Пиндар приписывает самой Афине Палладе: