Востоккино


Всесою́зный госуда́рственный кинотре́ст «Восто́чное кино́» («Востоккино») — советская компания, созданная для поддержания киноотрасли в национальных республиках и областях РСФСР, а также в регионах Кавказа и Средней Азии[1].

О необходимости создания единой структуры фильмопроизводства, проката и кинофикации в национальных регионах СССР говорилось ещё в 1926 году[2]:

…отдельные республиканские предприятия всегда рискуют впасть в некоторый провинциализм и удариться в исключительное обслуживание узких местных интересов, тогда как перед восточным кино СССР лежит задача просвещения всего необъятного Востока, как внутрисоюзного, так и зарубежного.А. В. Луначарский, из письма Председателю Совнаркома Узбекистана, апрель 1926[2]

Устав Акционерного общества «Востоккино» был утверждён экономическим совещанием при СНК РСФСР (ЭКОСО РСФСР) в марте 1926 года[3] (по другим сведениям — в ноябре 1927 года[4]). Первое организационное собрание учредителей состоялось 24 ноября 1927 года[5], а 26 марта 1928 года решением собрания акционеров было образовано Акционерное общество «Востоккино»[6][7]. Учредителями кинокомпании стали государственные органы 14 автономных республик и областей РСФСР, а также ряд центральных организаций (Наркомпрос, «Совкино», «Центриздат» и другие)[4][7][8]. В задачи «Востоккино» входила помощь национальным республикам и областям в развитии киносети и проката, а также производство художественных картин и культурфильмов на материале истории и современности малых народов РСФСР[9][10].

С первых шагов киностудия под руководством Б. А. Котиева развернула активную деятельность по производству «национальных» картин: В. И. Инкижинов снял фильм «Комета» по мотивам пьесы татарского драматурга А. Т. Рахманкулова, Д. Н. Бассалыго осуществил постановку фильма «Биюк-Гюнеш» о советском строительстве в Крыму, а А. И. Бек-Назаров снял два фильма о гольдах (нанайцах), живших традиционными стойбищам по реке Амур и её притокам (документальный — «Страна гольдов» и художественный — «Игденбу»)[11]. К работе в «Востоккино» привлекались лучшие мастера экрана того времени В. Р. Гардин, Е. А. Иванов-Барков, А. Е. Разумный, В. А. Ерофеев, Ю. Я. Райзман, М. С. Донской, а также писатели и сценаристы В. Б. Шкловский, И. Э. Бабель, В. В. Иванов, К. Г. Паустовский и другие[12].