Райзман, Юлий Яковлевич


Ю́лий Я́ковлевич Ра́йзман (2 (15) декабря 1903, Москва — 11 декабря 1994, там же) — советский кинорежиссёр, сценарист и педагог. Герой Социалистического Труда (1973), народный артист СССР (1964), лауреат шести Сталинских премий (1941, 1943, 1946 — дважды, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986).

Родился в Москве в семье портного Якова Ильича Райзмана и Веры Александровны Райзман (в девичестве Оцеп), которые в это время жили в доме Вельтищева на Большой Никитской улице[3]. Позже семья жила в Фуркасовском переулке (дом Кононова)[4] и на Кузнецком мосту в доме Сокол[5]. Окончив частную гимназию П. Н. Страхова, поступил сначала во ВХУТЕМАС, затем в МГУ, где в 1924 году окончил литературно-художественное отделение факультета общественных наук.

С 1924 года работал литературным консультантом в сценарном отделе киностудии «Межрабпом-Русь», которой руководил его дядя Фёдор Оцеп. Тогда же исполнил небольшие роли в комедиях «Папиросница от Моссельпрома» (1924) и «Шахматная горячка» (1925). Работал ассистентом режиссёров Владимира Гардина и Константина Эггерта, затем — Якова Протазанова[6].

В 1926 году был призван в армию и при содействии Анатолия Луначарского направлен режиссёром Государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино» в Москве[7]. С 1930 года работал в киноорганизации «Востоккино», а с 1931 года — на «Мосфильме».

С началом Великой Отечественной войны вместе с «Мосфильмом» был эвакуирован в Алма-Ату, где и закончил свой фильм «Машенька», позднее удостоенный Сталинской премии II степени. В 1945 году возглавлял группу фронтовых операторов: вместе с 5-й ударной армией 1-го Белорусского фронта на протяжении двух месяцев шёл к Берлину, затем участвовал в штурме Берлина и создал документальный фильм на основе этих кадров (за него он был удостоен премии I степени)[7].

Во время просмотра комедии «Поезд идёт на восток» (1947) Иосиф Сталин якобы встал и заявил: «Выхожу на этой остановке», что означало опалу[7]. По словам самого Райзмана, ему позвонил Иван Пырьев и сообщил, что Сталину картина сильно не понравилась, в частности, главный герой, который «всё время смотрит в землю и не смотрит в глаза»[8]. В 1948 году Райзмана «сослали» на Рижскую киностудию.