Гардин, Владимир Ростиславович


Влади́мир Ростисла́вович Га́рдин (настоящая фамилия Благонра́вов; 6 (18) января 1877, Тверь28 мая 1965, Ленинград) — русский и советский актёр, театральный и кинорежиссёр, сценарист, педагог, чтец, теоретик кино. Один из основателей и руководитель первой в мире Государственной школы кинематографии (ВГИК). Народный артист СССР (1947)[1].

Владимир Благонравов родился в Твери в дворянской офицерской семье. Родители рано расстались: мать ушла к другому человеку, и сына воспитывал отец, подполковник гусарского полка Ростислав Фёдорович Благонравов, после Октябрьской революции официально сменивший фамилию на Гардин — сценический псевдоним сына[2][3]. Благонравовы жили в Москве. Отец любил петь, играть на рояле и читать стихи, в его доме часто собиралась столичная аристократия.

В 1894 году Владимир Гардин окончил Второй Московский кадетский корпус, затем учился в Киевском военном училище[4]. В 1896—1897 годах находился на военной службе в Новогеоргиевской крепостной артиллерии. После увольнения в запас поступил на должность младшего контролёра в Акцизном ведомстве. Выступал на любительской сцене Пожарного общества в Рославле Смоленской губернии.

С 1898 по 1904 год играл в антрепризах под руководством Е. Славянского (Рославль), Сергея Ратова (Рига), Полины Никоновой (Гродно), Ефимова (Царицыно), Виктора Форкатти и Людвига Людвигова (Таганрог, Кишинёв), Николая Красова (Тифлис) и других[2][5]. С 1904 по 1906 год выступал на сцене Драматического театра Веры Комиссаржевской. В 1907 году перешёл в Ново-Василеостровский театр под руководством Николая Попова (Санкт-Петербург).

В 1907 году организовал Новый театр в Териоках, где ставил экспериментальные пьесы, запрещённые цензурой. Главным режиссёром был Всеволод Мейерхольд. После отказа убрать из репертуара «Соломею» вышел приказ об аресте Гардина, но тот успел покинуть Россию и уехал в Париж, где в 1908 организовал русский театр[2]. По возвращении в 1909—1912 годах служил актёром и режиссёром театров Воронежа, Царицына и Саратова. В 1912 году в Театре Корша исполнил роль Феди Протасова в пьесе «Живой труп».

В 1913 году заключил контракт с торговым домом «Тиман и Рейнгардт» и начал работать в качестве кинорежиссёра и сценариста «Русской золотой серии», иногда снимаясь как актёр. Дебютировал картиной «Ключи счастья», снятым совместно с Яковым Протазановым, который исполнял роль консультанта, подсказывая начинающему режиссёру, как лучше снять ту или иную сцену. Бюджет фильма и время съёмок многократно превысили установленные стандарты, а его успех превзошёл все ожидания. «Ни один фильм, ни до, ни после «Ключей счастья» не имел такого коммерческого успеха»[6].