Восток (шхуна, 1852)


«Восток» — двухмачтовая парусно-винтовая шхуна Сибирской военной флотилии Российского императорского флота. Одно из первых судов в мире со стальным корпусом. Первое русское паровое судно на Дальнем Востоке.

Участник Амурской экспедиции 1849—1855 годов. Летом 1853 года впервые прошла из Японского моря в Амурский лиман через пролив Невельского. Во время Крымской войны шхуна использовалась для посыльных целей.

За 30 лет службы, различными экспедициями по исследованию морей Дальнего Востока России на шхуне «Восток», был издан ряд навигационных карт и лоций[1].

Парусно-паровая шхуна англ. Fearless («Бесстрашный») начата строительством в 1851 году на верфях английского города Портсмут «для фруктовой торговли в Средиземном море»[1], в этом же году спущена на воду и переведена для достройки в Бристоль[3]. Автором чертежа и главным строителем был Никсон Дак (англ. Nixon Duck)[2].

15 декабря 1851 года в 10.45 утра шхуна вышла из Бристоля в Бристольский залив на ходовые испытания под командованием капитана Харрисона. При этом на борту находились контр-адмирал Куксли (англ. rear admiral Cooksley), мистер Дж. Г. Пауэлл (англ. J. G. Powell), капитан Ябсли (англ. captain Yabsley) и капитан судна Jara Сэмпсон (англ. captain Sampson). Через некоторое время у Линтона шхуна обогнала пароход Phoenix с паровой машиной мощностью в 120 лошадиных сил, который покинул порт несколько раньше. Далее шхуна двигалась против течения со скоростью 9 узлов, при этом винт делал около 110 оборотов в минуту. Мерную милю шхуна преодолела против течения за 5 минут 30 секунд, при этом давление пара в котле составляло 30 фунтов на квадратный дюйм, при 134 оборотах машины в минуту. При обратном прохождении мерной мили машина работала на 138 оборотах в минуту при давлении пара 30 фунтов на квадратный дюйм, время составило 5 минут 5 секунд. Среднее время составило 5 минут 17,5 секунд. После этого Fearless зашла по каналу в Портисхед и после непродолжительной стоянки отправилась в Бристоль. На испытаниях шхуна показала максимальную скорость 10,5 узлов при 140 оборотах машины в минуту. Моряки находившиеся на борту, отметили красоту шхуны, а также её способность к управлению и максимальную скорость. Контр-адмирал Куксли очень высоко отозвался о конструкторе и строителе шхуны Никсоне Даке (англ. Nixon Duck)[2].

Ещё в 1849 году было принято решение об отправке русской дипломатической миссии в Японию во главе с вице-адмиралом графом Е. В. Путятиным для заключения «торгового трактата». В качестве флагмана был выбран фрегат «Паллада». Также для посыльных и прочих надобностей требовалось ещё одно судно — винтовая, быстроходная малой осадки шхуна. Её было решено купить в Англии[4][5].