Врата ада (скульптура)


«Врата ада» (фр. Portes de l'enfer) — незавершённая скульптурная группа Огюста Родена, представляющая собой входной портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Композиция опиралась на сюжет «Божественной комедии» Данте Алигьери; другим источником вдохновения для скульптора служили так называемые «Врата Рая» — созданные в XV веке Лоренцо Гиберти для баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Шестиметровые «Врата ада» Родена вмещают 186 фигур, многие из которых впоследствии стали самостоятельными скульптурами в мраморе или бронзе: «Мыслитель», «Поцелуй», «Мимолётная любовь» и другие.

Мастер работал над порталом в течение 37 лет, с 1880 год по 1917 годы. После смерти Родена, несколько копий «Врат» были отлиты по незаконченному гипсовому оригиналу. Сейчас они хранятся в разных городах мира: Цюрихе, Стэнфорде, Филадельфии, Мехико, Токио, Сеуле, а гипсовые слепки — в Париже, в музее Родена и в музее Орсе.

В 1880 году Огюст Роден получает свой первый государственный заказ — изготовить роскошные двери главного входа Музея декоративного искусства, который планировали возвести на месте сгоревшего дворца Орсе. Получив от Департамента изящных искусств аванс и новую мастерскую в здании на Рю л’Юниверсите, скульптур принялся за работу, которую продолжал всю свою оставшуюся жизнь, вплоть до смерти в 1917 году. За 37 лет он создал этюды для 200 с лишним фигур, многократно переделывая рельеф, убирая или возвращая на прежнее место скульптуры[1].

Роден не успевал закончить врата к 1895 году, планируемой дате открытия музея. Когда власти потребовали ускорить и всё-таки закончить работу, скульптор вернул аванс и занялся дальнейшим усовершенствованием портала. Через какое-то время правительство отказалось и от идеи входной группы и от всего музея в целом. Вместо него в 1900 году открыли вокзал, который обслуживал направление движения Париж — Орлеан. Через 40 лет движение поездов с вокзала практически прекратилось, здание хотели снести, но в итоге сохранили, и в декабре 1986 года в его стенах открыли Музей изобразительных искусств Орсе. В настоящее время гипсовый слепок портала экспонируется в музее Орсе, то есть «Врата ада» находятся сейчас на том самом месте, где предполагалось построить музей декоративных искусств, входной группой которого они должны были являться[1][2].

Публике «Врата ада» впервые были продемонстрированы в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Французское правительство предоставило Родену целый павильон, в котором, помимо портала было представлено 136 скульптур и несколько незаконченных работ. В предисловии к каталогу выставки критик Арсен Александр сравнивал Родена с Рихардом Вагнером, также не сразу нашедшим ценителей своего таланта[3].