Вторая волна феминизма


Вторая волна феминизма — этап развития феминистского движения с 1960-х до начала 1990-х годов. В отличие от феминистского движения первой волны, которое ставило перед собой задачи преодоления неравенства на законодательном уровне (в частности, добиваясь предоставления женщинам избирательных и имущественных прав), феминистки второй волны занимались широким спектром проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьёй, рабочим местом и репродуктивными правами[1].

Вторая волна быстро распространилась по всему западному миру с целью повысить равенство женщин, получив больше, чем просто право на франшизу.

Феминистская активистка и публицистка Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной»[2][3]. Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединённых Штатах в 1964 году, а в печати впервые появилась в 1966 году[4][5]. К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению[6]. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и писательница Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминистская теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году.

Вторая волна феминизма в Америке стала отложенной реакцией на возвращение женщин к роли домохозяйки после Второй мировой войны, во время беспрецедентного экономического роста и беби-бума. В эти годы женщины не пытались искать работу, считая своей ролью домашние обязанности, что соответствовало и общественному мнению; однако при этом они оказывались у себя в доме в изоляции, отчуждённые от политики, экономики и законотворчества. Средства массовой информации того времени это ярко показывают[7]. Также основу для появления феминизма второй волны заложили некоторые события. Одним из них стала публикация французской писательницей де Бовуар результатов своих исследований 1940-х годов: она пришла к выводу, в патриархальном обществе женщины воспринимаются как «иные». В книге 1949 года «Второй пол» она писала, что мир, ориентированный на мужчин, воспринимается как норма, и это отношение усиливается благодаря постоянному развитию соответствующей мифологии, а тот факт, что женщины способны забеременеть и кормить грудью, не может быть веской причиной для объявления их «вторым полом»[8]. Эта книга была переведена с французского на английский и опубликована в Америке в 1953 году[9].