Первая волна феминизма


Первая волна феминизма — период феминистской активности и мысли в XIX и начале XX века во всём Западном мире. Основное внимание уделялось правовым вопросам, прежде всего обеспечению права женщин голосовать.

Термин «первая волна феминизма» был введён Мартой Лир в марте 1968 года в The New York Times Magazine, который в то же время использовал термин «вторая волна феминизма».[1][2] Первая волна феминизма была направлена в основном на борьбу за политические права женщин, а не против фактического (неофициального) неравенства.

Борьба за права женщин началась задолго до XX века. В своей книге «Второй пол» Симона де Бовуар писала, что первой женщиной, «взявшей ручку в защиту своего пола», была Кристина Пизанская в XV веке[3] В XVI веке за права женщин боролись немецкий гуманист и учёный Агриппа Неттесгеймский и венецианская писательница и поэтесса Модеста ди Поццо ди Форзи.[3] В XVII веке жили и творили французская писательница и философ Мари де Гурне, американская поэтесса Анна Брэдстрит и французский священник и философ Франсуа Пуллен де Ла Барр[3].

Взгляды британской писательницы и философа Мэри Уолстонкрафт во многом сформировались под влиянием Жан-Жака Руссо и философии эпохи Просвещения. Руссо определил как идеал — демократическое общество, основанное на равенстве мужчин, но в котором женщины часто подвергаются дискриминации. Хотя поначалу это кажется противоречивым, но идеи Уолстонкрафт основывалась на идеях Руссо[4] и заключалась в расширении демократического общества на основе гендерного равенства.

Уоллстонкрафт опубликовала один из первых феминистских трактатов «В защиту прав женщин» (1792), в котором отстаивала социальное и моральное равенство полов, и утверждала, что женщины не являются существами, стоящими на более низкой ступени развития по отношению к мужчинам, но лишь кажутся такими из-за недостаточного образования. Она предлагала рассматривать и мужчин и женщин как разумных существ и представляла общественный строй, основанный на разуме. В своих романах Уолстонкрафт критиковала патриархальный, по её мнению, институт брака и его вредное воздействие на женщин. В первом романе, Mary: A Fiction (1788), героиня вынуждена по материальным причинам вступить в брак без любви; она компенсирует своё желание любви и привязанности вне брака двумя страстными романтическими отношениями: дружбой с женщиной и любовью к мужчине. Неоконченный роман «Мария, или Заблуждения женщины» (англ. Maria; or, The Wrongs of Woman, 1798), изданный посмертно, считается самой радикально-феминистской работой Уолстонкрафт[5]. Уоллстонкрафт считается «прародительницей» британского феминистского движения, и её идеи сформировали мышление первых суфражисток, которые боролись за право голоса для женщин[6].