Личное — это политическое


Личное — это политическое (англ. The personal is political / The private is political) — политический лозунг, используемый студенческим движением и феминизмом второй волны с конца 1960-х годов. В контексте феминистского движения 1960-х и 1970-х годов фраза была вызовом нуклеарной семье и семейным ценностям. Слоган был популяризирован в 1970 году после публикации эссе Personal is political 1969 года активистки-феминистки Кэрол Ханиш, он неоднократно упоминался как определяющая характеристика феминизма второй волны, радикального феминизма, женских исследований или феминизма в целом[1]. Некоторые художницы также использовали его в качестве основной философии своей художественной практики.

Фраза «личное — это политическое» была популяризирована феминизмом второй волны в конце 1960-х годов, а также сыграла важную роль в движении за гражданские права, студенческом движении и движении за власть чёрных. Слоган подчеркнул связь между личным опытом и более крупными социальными и политическими структурами. В контексте феминистского движения 1960-х и 1970-х годов фраза означала вызов нуклеарной семье и семейным ценностям. Слоган вынудил популярные социальные движения переоценить то, что считалось «политическим», и задуматься о том, как жизненный опыт влияет на восприятие реальности. Проблемы, которые раньше считались нравственными или тривиальными бытовыми нарушениями, были признаны репрессивными нормами[2].

Мысль о том, что женщины недовольны своей ролью домохозяек и сидящих дома матерей, рассматривалась как частная проблема; однако «Личное — это политическое» утверждает, что личные проблемы женщин (например, секс, уход за детьми и идея о том, что женщины недовольны своей жизнью дома) являются политическими проблемами и что они нуждаются в политическом вмешательстве, чтобы произошли изменения. «Личное — это политическое» привлекло внимание к взаимосвязи, которая ранее не признавалась. Оказалось подчёркнутым то, что политика играет роль даже в самых личных обстоятельствах и отношениях[3]. Более того, лозунг опровергает представление о том, что женщины обладают трансцендентной идентичностью независимо от этнической принадлежности, расы, класса, культуры, семейного положения, сексуальной ориентации и инвалидности, побуждая людей задуматься о личном опыте в политическом плане[4].

Вторая волна феминизма приняла лозунг, поскольку именно эта волна привнесла феминистские проблемы в политическое активистское мышление. Женщины оставляли свои домашние обязанности в поисках власти над своей жизнью и выбором, пытаясь не попасть в патриархальные ловушки. Эти процессы изменили динамику семей, ведь мужчины больше не имели полного контроля над своим домом, и бросили вызов представлениям об идеальной подчиняющейся жене и матери.