Вторичная занятость


Вторичная занятость — дополнительная работа лица, имеющего основную работу. В просторечии данное понятие обозначается как «совместительство», «подработка», «приработок» и «халтура». Вторичная занятость может осуществляться по совместительству, по трудовому контракту, как разовая работа, а также в других формах[1]. Население прибегает к дополнительным способам заработка по различным причинам[2], но в большинстве случаев вторичной занятости способствуют кризисные явления в экономике. В СССР возможности вторичной занятости и совместительства были ограничены законодательством. В узком смысле это понятие также используется для неработающих слоёв населения (например, студенты, пенсионеры), в качестве характеристики для их неосновного занятия. В широком смысле под понятием вторичная занятость понимают деятельность граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного места работы. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, то есть командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд[3].

Запреты на вторичную занятость фактически перестали действовать в конце 1980-х годов, когда кризис советского планового хозяйства ударил по доходам большинства граждан СССР. Для многих выходом стал поиск дополнительных мест работы. Как свидетельствуют исследования российского рынка труда и занятости, если на рубеже 1980-х — 1990-х годов среди российского населения различными видами приработков занималось около 16 % россиян, то в середине 1990-х годов эта доля составляла уже 22 %[4]. Поэтому вполне оправданно рассматривать дополнительную занятость как составляющую более широкого процесса адаптации населения к новым экономическим условиям.

В сферу вторичной занятости вовлечены миллионы работающих людей. Это заставляет рассмотреть этот социально-экономический феномен с позиции более полного и всестороннего его изучения. В этом смысле занятость можно рассматривать как социальную проблему, так как включение в неё широких слоёв населения существенным образом влияет на разнообразные социальные процессы.

По данным некоторых исследований на активность молодёжи на рынке вторичной занятости влияют объективные макроэкономические условия и внутреннее ощущение необходимости заработка, являющееся отражением стремления к определённому уровню жизни.

Можно говорить о некотором диссонансе между характеристиками желаемой и действительной работы. Молодёжь в большей степени заинтересована в реализации на дополнительной работе собственного творческого потенциала, чем это на данный момент может предложить рынок дополнительного труда. Существует потребность трудящейся молодёжи в рабочих местах, позволяющих приобретать и реализовывать профессиональные или коммуникативные навыки.