Высшие педагогические курсы Д. И. Тихомирова


Московские высшие педагогические курсы Д. И. Тихомирова — педагогическое высшее учебное заведение в Москве, основанное в 1871 году.

В 1870 году было основано Московское общество воспитательниц и учительниц созданное для помощи работникам в овладении методами воспитания и обучения, а также для обеспечения учительниц работой. В 1871 году при этом обществе по инициативе известных учёных Д. И. Тихомирова, Ф. И. Егорова и В. Я. Стоюнина были созданы курсы (двух- и трёхлетние) для подготовки учительниц для начальных школ, (с 1906 года — для подготовки учительниц-предметников), а так же для получения педагогического образования лицам обоего пола, которые желали бы посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах[1][2][3].

Учёными-инициаторами создания курсов был направлен проект «Положения о Московских женских педагогических курсов при Обществе воспитательниц и учительниц», с изложением основной цели и программы курсов, попечителю Московского учебного округа князю А. П. Ширинскому-Шихматову. В 1872 году министр народного просвещения граф Д. А. Толстой одобрил открытие в Москве женских педагогических курсов как общественного высшего учебного заведения. Д. И. Тихомировым на постройку здания для Московских курсов было пожертвовано около двухсот тысяч рублей. В структуре курсов были созданы пять отделений:

На педагогические курсы принимались девушки и юноши не моложе шестнадцати лет, окончившие уездное, городское или духовное училище, а так же другие учебные заведения. К 1912 году число учащихся составляло девятьсот девяносто шесть человек, обоего пола. Занятия велись по двум направлениям: практическому и теоретическому. По Положению курсов основная цель преподавания на курсах это давать общую и специально-педагогическую подготовку лицам, готовящимся к педагогической деятельности в низших и средних учебных заведениях и занимающихся ею. На курсах преподавались следующие предметы: педагогические (двадцать три предмета), словесные (девять предметов), математические и естественно-исторические (пятьдесят два предмета)[1][2][3].