ГПЗ-4


Четвёртый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-4, «четвёртый ГПЗ») — завод по изготовлению шарикоподшипников, существовавший в городе Куйбышеве с 1941 года по 2003 год. Выпускал большой номенклатурный перечень шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников с диаметром отверстия от 4 мм до 200 мм, а также сверхкрупные подшипники и специальные подшипники для авиационной и космической промышленности.

Развитие завода создало несколько отдельных площадок на территории города, впоследствии ставших самостоятельными подшипниковыми заводами (например, ГПЗ-9, ГПЗ-31). Большая часть первоначальной площадки завода не сохранилась.

Главная площадка ГПЗ-4 была размещена на территории дореволюционных учреждений военно-артиллерийского ведомства, построенных в начале XX века.[2] С 1919 года занимаемая ими территория стала именоваться Линдовым городком в честь убитого мятежными красноармейцами большевика Гавриила Линдова.[3]

Основан на базе Московского подшипникового завода, эвакуированного во время Великой Отечественной войны[4]. Территория завода располагалась на месте Линдова городка — в границах современных улиц Мичурина, Луначарского и Московского шоссе. Разместились в трёх бывших артиллерийских казармах[5]. «На первых порах, когда еще не были подведены коммуникации к действующим теплоэнергоцентралям, в качестве мини-ТЭЦ использовались списанные паровозы, которые доставили на территорию Линдова городка»[6]. Первым директором предприятия стал Юсим, Яков Соломонович, главным инженером — Герц Лурье.

21 ноября 1941 года на предприятии собрали первую партию подшипников (почти 10000 штук) для отправки на Челябинский танковый завод. Эта дата считается «днём рождения» Четвёртого ГПЗ. В декабре 1941-го собрали 62 тыс. подшипников. Всего же за годы войны завод выпустил 57,6 млн подшипников.

В 1946 году завод разделён на два самостоятельных предприятия: ГПЗ-4 и ГПЗ-9. Было решено, что Завод № 4 (в Линдовом городке) будет выпускать приборные шариковые подшипники, подшипники с длинными цилиндрическими роликами, с витыми роликами, миниатюрные, штампованные упрощённые, свободные шары и др. «Этот завод должен стать основной базой производства крупногабаритных шаров»,— писала газета «Волжская коммуна». Завод № 9 (бывший филиал на Безымянке) будет выпускать в основном роликовые конические подшипники, роликовые цилиндрические повышенной точности и специальные подшипники.[7].