ГПЗ-1


Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1) — московский завод по изготовлению шарикоподшипников.

ГПЗ-1 выпускал большой ассортимент шарикоподшипников, включая крупногабаритные подшипники диаметром до 2,5 метров, подшипники качения, сепараторы, специальные подшипники и др.

Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1) был создан в 1932 году по решению ВСНХ СССР от 14 марта 1929 года в промышленной зоне на юго-востоке столицы, так как здесь уже была железная дорога и планировалось строительство Южного порта. В мае 1929 года создано управление строительством «Шарикоподшипникстрой» во главе с И. Р. Вишневецким. 29 июля 1929 года ВСНХ утвердил задание для будущего завода. В марте 1931 года было начато возведение завода. В октябре 1933 года строительство было закончено.[1]

В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован, но продолжал выпуск подшипников в местах эвакуации (Куйбышев, Саратов и др.). После войны завод в восстановил свои мощности в Москве. В местах эвакуации остались производства по выпуску этой же продукции (Самара — ГПЗ-4, Саратов — ГПЗ-3[2], Томск — ГПЗ-5, Екатеринбуг — ГПЗ-6).

В 60-е годы на заводе проводилась модернизация, в ходе которой были введены в строй 3 комплексных автоматических цеха, 200 автоматических и механизированных линий для производства подшипников, вычислительный центр. Предприятие выпускало около 2000 типоразмеров подшипников с внешним диаметром от 32 мм до 2 метров, весом от 40 г. до 6,5 тонн большинства используемых в промышленности разновидностей и всех классов точностей для самолётов, предприятий ВПК, нефтегазовой и автотракторной промышленности.[источник не указан 1204 дня]

В 1986 году завод выпускал максимальное количество изделий — 124 млн подшипников в год. В это время на заводе работало 25 тысяч человек.[источник не указан 1204 дня]