Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»


Росси́йский университе́т спо́рта «ГЦОЛИФК» (аббрев. РУС «ГЦОЛИФК») основан 29 мая 1918 года в Москве как Московский институт физической культуры[1].

Идея создания учебного заведения возникла у жены Владимира Бонч-Бруевича, Веры Михайловны Бонч-Бруевич (Величкина)[2] (1868—1918), которая после Октябрьской революции с 20 декабря 1917 года организовала и возглавила школьно-санитарный отдел Наркомпроса[3]. Её предложение поддержал первый нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он рекомендовал разместить институт в экспроприированном советской властью дворце графа Разумовского на Гороховской улице (ныне — улица Казакова).

29 мая 1918 года был открыт Московский институт физической культуры. В июне 1918 года открылись шестимесячные курсы по подготовке инструкторов физической культуры. 24 августа 1918 года в газете «Известия» было опубликовано объявление о первом наборе студентов в одногодичный институт физической культуры. В приёмную комиссию института поступило 317 заявлений, в том числе 117 от мужчин и 200 от женщин. На первый курс были зачислены 32 человека, в основном педагоги и врачи из различных губерний. Первые занятия в институте начались 1 октября 1918 года.

К лету 1918 года школьно-санитарный отдел Наркомпроса и институт перешли в ведение Наркомздрава. 29 августа 1919 года коллегия Наркомздрава приняла положение об институте физической культуры[4]. Его первым ректором был утверждён специалист по школьной гигиене и физическому воспитанию доктор наук (1903), профессор (1918) Варнава Ефимович Игнатьев. В институте он руководил кафедрой школьной гигиены.

1 декабря 1920 года декретом Совнаркома РСФСР, подписанным В. И. Лениным, учреждён как высшее «учебное учреждение Народного комиссариата здравоохранения». Московский институт физической культуры получил статус Центрального института (ГЦИФК)[5].

Первый учебный план предусматривал изучение динамической анатомии, физиологии, физиологической химии, гигиены, психологии, гимнастики, трудовых процессов, порядковых упражнений, шведской гимнастики, упражнений по Лесгафту, пластики, ритмики, фехтования, хорового пения, музыкальной культуры, выразительной речи, столярного и переплётного дела. В первое десятилетие работы института удельный вес медико-биологических предметов в учебном плане был выше, чем специальных спортивных дисциплин.