Гавия (перевал)


Гавия (итал. Passo di Gavia, итал. Colle del Piccolo San Bernardo) — перевал в Южных Известняковых Альпах в Италии. Расположен между горными массивами Собретта-Гавия на западе и Ортлес на востоке.

Перевал Гавия находится в Ломбардии и соединяет коммуну Бормио на севере с коммуной Понте-ди-Леньо на юге сложным 43-х километровым автомобильным переходом. Вблизи перевальной точки с отметкой 2618 метров на северной стороне перевала дорога делает десять крутых поворотов, а на южной — 15. Общая высота подъёма на перевал составляет примерно 1400 метров.

С северной стороны перевала дорога достаточно широкая, позволяющая двигаться автомобилям в две полосы. С южной стороны дорога была полностью заасфальтирован только в конце 1990-х годов и до сих пор местами ширина проезжей части на очень крутых поворотах колеблется от 1,9 до 3 метров. Для предупреждения опасных ситуаций сооружено несколько «карманов». На этой же стороне прорублен туннель длиной 800 метров для одностороннего движения, используемый в случаях пробок на самом узком участке автомагистрали. В оживлённые дни случаются ситуации, когда два встречных автомобиля не в состоянии разъехаться.

Перевальная точка расположена между вершинами Гавия (Monte Gavia, 3223 м.) и Корно дей Тре Сигнори (Corno dei Tre Signori, 3360 м.). Отсюда открывается прекрасный вид на ледники горного массива Адамель (Gruppo dell’Adamello).

Долгое время перевал Гавия считался второстепенным перевалом, но археологические раскопки немного севернее перевала показали, что эта местность была заселена людьми ещё в каменном веке. Значимость перевала была осознана только в конце Средневековья. Тогда венецианские купцы проложили здесь торговый путь, который позволял избегать как контроля со стороны габсбургского Тироля, так и со стороны Ломбардии, конкурировавшими с Венецианской республикой. В XVI веке Гавия и перевальная дорога стали оживлёнными и одними из важнейших для венецианцев и с тех пор вполне обоснованно торговый путь стал носить название «Императорский» (Strada Imperiale). При всей своей экономической значимости, перевальная дорога имела и имеет один существенный недостаток: из-за высоты он может использоваться транспортом только несколько летних месяцев в году.

После упадка венецианской республики перевал длительное время практически не использовался. Только во время Первой мировой войны и нём вспомнили и начали обустраивать.