Газаневщина


Газаневщина — выставочная деятельность ленинградских художников-нонконформистов на официально разрешенных площадках ДК им. Газа и ДК «Невский», давшая объединительное название «Газаневщина»[1], в более широком смысле неофициальная художественная культура Ленинграда в 1970-е-1980-е годы — «газаневская культура».

Легендарные выставки неофициального ленинградского искусства в СССР стали важными событиями ленинградской независимой культуры и вызвали всплеск общественного интереса к современному искусству в широком многообразии направлений — от абстракционизма до поп-арта. Обозначили начало разрушения могущественной системы соцреализма в искусстве советского периода. Определили новый этап существования советского андеграунда. Оказали влияние на развитие не только российской, но и мировой культуры.

Первая выставка состоялась в Ленинграде, в ДК имени И. И. Газа, 22—25 декабря 1974 года и стала настоящей сенсацией.

Группа неофициальных художников-нонконформистов, возглавляемая Ю. Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. Решимость художников, длительные переговоры, а также возможность международного скандала после событий в Москве (Бульдозерная выставка), вынудили власти разрешить выставку. 52 художника представили зрителям 220 своих произведений. Четырёхдневная экспозиция в условиях полнейшей информационной блокады вызвала огромный зрительский интерес — многочасовые очереди, около 15 тысяч посетителей, подробные репортажи в иностранной прессе.

Несмотря на разброс стилей (русский авангард и русская икона, абстракционизм и поп-арт, сюрреализм и салон), выставку объединила борьба за право каждой творческой личности на самовыражение. Свобода ощущалась в каждом произведении, выставка прозвучала мощным взрывом внутренней духовной энергии, стала глотком свежего воздуха, стимулом к консолидации инакомыслящих.

В последний день выставки ее посетил первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов. После закрытия выставки состоялось её обсуждение, на котором присутствовали участники выставки и маститые мэтры ЛОСХа (Лукин, Крестовский, Каганович, Угаров и др.). Нонконформисты требовали права официально выставляться для всех отечественных художников. Официальные лица в ответ упрекали их в непрофессионализме, формализме, буржуазной направленности, чуждой Союзу советских художников. Е. Ковтун, исследователь русского искусства авангарда, выступил в защиту новаторства нон-конформистов[2].