Гайдамак (минный крейсер)


«Гайдамак» — минный крейсер типа «Казарский» Российского императорского флота, входил в состав Первой Тихоокеанской эскадры.

В 1898-1899 годах «Гайдамак» под командованием капитана 2-го ранга В. А. Бойсмана занимал брандвахтенный пост Владивостокского рейда[2][3].

В начале Русско-японской войны корабль, состоя в отряде контр-адмирала Лощинского, был послан в порт Дальний для охраны работ при постановке минных заграждений в Талиенванском заливе и соседних бухтах; но ещё до окончания работ он был возвращен в Порт-Артур, откуда 22 февраля 1904 года конвоировал коммерческие пароходы в Дальний[1].

С приездом адмирала С. О. Макарова на долю «Гайдамака» и «Всадника» выпало траление пути перед эскадрой; оба крейсера участвовали во всех выходах эскадры при Макарове и 31 марта 1904 года, когда погибал броненосец «Петропавловск», крейсер находился на его левом траверзе. Сразу после взрыва «Гайдамак» подошел к месту гибели, спустил все свои гребные суда и спасательные средства и спас из воды Великого князя Кирилла Владимировича и около 50 членов экипажа[1].

Согласно одноимённой статье в Военной энциклопедии Сытина на борт было принято и тело адмирала Макарова[1], однако в другом томе этого же издания говорится, что «От М. осталось одно пальто»[4].

Дальнейшая служба корабля заключалась в масштабных работах по тралению, организованных в мае 1904 года.