Галликанство


Галлика́нство, Галликанизм (фр. Gallicanisme) — термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространённые во Франции в Средневековье и Новое время. Две основные идеи галликанства — определённая независимость национальной Церкви от папской власти и признание за государством или монархом права иметь властные полномочия во французской Церкви.

Идеи галликанства в определённой мере схожи с положениями англиканства, однако в отличие от него не подразумевают полный разрыв с папством, а лишь ограничение его влияния на национальную церковь. Галликанское учение об ограничении папской власти во многом перекликается с положениями концилиаризма.

Несмотря на то, что корни галликанизма весьма древние, сам термин «галликанство» впервые был употреблён лишь на Первом Ватиканском соборе[1]. До этого галликанские положения формулировались описательно — «свободы и привилегии галльской церкви» и т. д. Слово «галликанство» восходит к древнему названию Франции «Галлия».

Корни галликанского движения восходят ещё к рубежу I и II тысячелетия. При Каролингах королевская власть осознавалась в том числе и как особая служба избранника Бога и защитника Церкви[2]. Клюнийская реформа монашества в X—XI веках привела к созданию обширной сети монастырей, подчинявшихся папе и независимых от местных епископов, что способствовало углублению противоречий между папством и французским епископатом.

Король Людовик Святой, несмотря на свою глубокую набожность и вероисповедную верность Святому Престолу, уверенно проводил политику на подчинение французского духовенства юрисдикции короля в светских делах, поддержку практики избрания епископов капитулами и закрепление за французской Церковью права созывать свои соборы без санкции Рима. В 1247 году Людовик Святой направил Святому Престолу ноту протеста, составленную в весьма сильных выражениях, где он протестовал против вмешательства папства в отношения короля Франции и французской Церкви[3].

Появление галликанизма, как доктрины, обязано конфликту французского короля Филиппа Красивого с папой Бонифацием VIII в начале XIV века, носившего в своей основе чисто фискальный характер — могущественный и самовластный король не мог смириться с потерей значительной части своих доходов, уходивших из страны в Рим в качестве церковного налога.